Т.П. Самсонова - автор-составитель двухтомника "Якутский Ушинский” и книги "Продол-жение учителя в учениках”, руководитель научного кружка-семинара "Методика преподавания русского языка в национальной школе” (1957-2000 гг.), консультант учителей, профессор, заслуженный учитель школы ЯАССР, отличник высшей школы, народного просвещения, просвещения СССР, кавалер медали К.Д. Ушинского, Учитель учителей РС (Я), почетный гражданин Сунтарского улуса.
Т.П. Самсоновой исполнилось 85 лет. Профессор, учитель, мастер своего дела. Дочь Парфения Никитича, Надежды Евмяньевны Самсоновых - Учителей от бога. Внучка Никиты Афанасьевича Самсонова, просветителя, мецената, одного из первых организаторов образования народа саха. Школу студенческого научного кружка - семинара за 44 года прошли около 600 студентов. Из них 14 учителей носят высокое звание заслуженных. Многие стали авторами учебников, программ, учебных пособий. Выросли доктора и кандидаты наук: Е.П. Никифорова, доктор педагогических наук, замминистра образования РС (Я), А.Н. Атласова, кандидат педнаук, начальник отдела МО РС (Я), А.В. Оконешникова, кандидат педнаук и многие другие. Тамара Парфеньевна помнит всех, кто проводил открытые уроки в далеком 1965 году в Верхоянской средней школе. Она бережно хранит в своем архиве фото и газетные вырезки полувековой давности. Приведенная ниже статья была опубликована в январском номере газеты "Янский педагог" 1965 г.
Семинар в Верхоянске Программа межрайонного семинара учителей русского языка и литературы, состоявшегося в г. Верхоянске 7-12 декабря 1965 была насыщена и разнообразна. Посещение уроков учителей Верхоянской средней школы и последующее их обсуждение, лекции по важнейшим вопросам методике преподавания русского языка в Якутской школе, освоение некоторых практических приемов рационализации уроков, наконец, знакомство, личные контакты учителей различных школ - все это было чрезвычайно полезно и нужно.
Большинство участников семинара - молодые, начинающие учителя, для некоторых очень важно было получить ответы на многие неизбежные вопросы, возникающие перед молодым учителем в первое время работы. Скажем прямо: короткий по времени семинар просто не в силах был ответить на все вопросы. Но то, что было сделано за шесть дней учебы, для нас, молодых учителей, да не только для молодых, значение имело большое. В этом заслуга, прежде всего В.Н. Данилова, проводившего семинар, и Т.П. Самсоновой, читавшей лекции по целому ряду важных проблем преподавания русского языка в якутской школе.
Участники семинара посетили 12 уроков учителей II; IV; V; VIII; Х классов.
Эти уроки проводили опытные, со значительным педагогическим стажем, учителя, и начинающие педагоги. Каждое обсуждение таких уроков проводилось с точки зрения выявления всего лучшего и интересного в методике учителя, выявление всего того, чему могли бы поучиться молодые преподаватели. Большинство учителей, давших открытые уроки для участников семинара, продемонстрировали интересные и эффективные приемы обучения русскому языку якутских детей (большая часть уроков была проведена в якутских классах). Каждый из посетивших многому научился на уроках А.Е. Левичевой, М.П. Федоровой, А.Р. Слепцова и др. Особенно заинтересовал всех урок русского языка, данный в 8 якутском классе О.Н. Сикорской, инспектором школ Янского РОНО.
Сегодня перед нашей школой стоит важнейшая задача: подготовить якутских детей к переходу на полное обучение по всем предметам на русском языке. Это обязывает учителей русского языка в якутской школе все более совершенствовать методы преподавания, эффективнее развивать у детей навыки устной и письменной речи. Как это сделать, как добиться рационализации структуры урока? Этим вопросам были посвящены лекции кандидата педагогических наук Т.П. Самсоновой.
Лекции зав. методическим кабинетом русского языка ЯРИУУ В.Н. Данилова были посвящены применению технических средств на уроках русского языка и литературы. Во многих школах есть эпидиаскопы, магнитофоны проекционные фонари и т.д. Но как их использовать в процессе обучения русскому языку, каковы формы работы с техническими средствами - этого многие из нас просто не знали. Поэтому лекции и практические занятия, проведенные В.Н. Даниловым, для участников семинара были чрезвычайно ценными. А.Д. Чирикова очень интересно рассказала о том, как можно использовать на уроках русского и якутского языков данные по истории Якутии, района, города, наслега.
Использованию на уроках русского языка наглядных пособий и работе с отстающими была посвящена лекция учительницы Верхоянской средней школы А.Е. Левичевой. Не случайно эта лекция была поручена Александре Ефимовне. На своих уроках она с большой пользой применяет самые различные наглядные пособия, очень помогающие учителю в процессе обучения.
Семинар закончился. Разъехались по своим школам его участники. Многому научились они, многое получило для них новое значение. Все учителя - и начинающие, и многоопытные - признали, что подобная учеба нужна. Все остались довольны не только тематикой теоретических и практических знаний, но и самой организацией работы семинара, гостеприимством верхоянских учителей. Каждый из нас с благодарностью будет вспоминать эти дни. Такие семинары учителей, надеемся, будут проводиться и в будущем. Это необходимость, диктуемая самой жизнью.
А.И. РУДНЫХ, учитель русского языка и литературы Борулахской восьмилетней школы.
Подготовила Ульяна ШИШИГИНА, член научного кружка "Методика преподавания русского языка в национальной школе в 1969-1974 гг", руководимого профессором Т.П. Самсоновой.
|