Философ, психолог, педагог, кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета, научный руководитель лаборатории вероятностного образования уникального педагогического эксперимента, эксперт российских федеральных экспериментальных площадок средних школ России Александр ЛОБОК в своей книге "Алмазная земля педагогики Олонхо" отметил: "Якуты в своих корневых культурных основаниях - охотники и следопыты, ориентированные на то, чтобы прокладывать свои собственные маршруты в открытых таёжных пространствах. Испокон веков окружающий мир делится для якута на две части: мир его родного аласа и мир тайги, находящийся за пределами аласа, - гигантских просторов дикой природы, наполненной опасностями. Но и способной пробудить жажду охоты и путешествий. Ей богу, школе есть чему поучиться у охоты. Но можно ли сделать учебный процесс настолько же азартным, настолько же "охотным"? Решение этой задачи - условие полноценного выживания школы. "Охотнические” инновационные проекты - это бесценный ресурс для школы".
С 2004 года Эльгесская средняя школа работает в статусе республиканской экспериментальной площадки по реализации инновационного образовательного проекта "Организационные формы профильного обучения в северной малокомплектной школе". Продолжая добрые традиции, сложившиеся еще в 90-е годы, в экспериментальную деятельность школы привлечены родители в качестве активных субъектов. - Наши родители проводят элективные курсы, практические занятия по профилям, - отметила на встрече с журналистами "районок” во время творческого десанта в с. Эльгесск автор инновационного проекта директор Эльгесской средней школы Наталья Климовская (вместе с ней над проектом работали зам. директора по учебно-воспитательной работе Я.Н. Григорьева и методист-инспектор МУ "Управление образованием Верхоянского района Т.Н. Божедонова) - "Интеграция ресурсов социокультурной среды в организации профильного обучения в северной малочисленной школе" - так называется инновационный проект в последние годы, который скоро предстоит защищать на уровне республики. Участниками эксперимента являются коллектив школы, родительская общественность, управляющий и попечительский советы Эльгесской средней общеобразовательной школы, турфирма "Северное сияние", турбаза "Киhилээх".
Многовековая привычка жить с опорой на собственные силы в экстремальных природных условиях делает арктическое село более жизнеспособным. Закон человека - устраивать свою жизнь в тех условиях, в которых он оказался, искать и находить ресурсы для полноценного существования в среде своего обитания. Уникальный горный ландшафт Верхоянья, наложивший особый отпечаток на духовную культуру и этнохозяйственный опыт северных саха, является источником неисчерпаемых образовательных ресурсов. Силы и способность к успешной жизнедеятельности в суровых условиях обитания северный человек может черпать только в любви к родной природе и приобщении к многовековой культуре своего народа. Поэтому мы в основу воспитания ставим формирование чувства единения с природой. Это и является идеей эксперимента.
События последних лет показали, что эпическое пространство Кисиляхских гор является мощным этнографическим и культурологическим ресурсом, опираясь на который можно создать открытую воспитывающую и развивающую среду, в котором можно выработать новые формы детско-взрослой деятельности.
Мы называем пространство Кисиляхских гор эпическим потому, что сам рельеф этих гор представляет собой застывший, закаменевший эпос. С незапамятных времен дошли до нас множество легенд и сказаний, связанных с причудливыми скалами - кисиляхами. Знаменательно то, что самые известные олонхосуты Верхоянья: Е.Р. Горохов-Сытыкый, Е.Х. Горохов-Чомо5ой, М.Н. Горохов-Муойа, П.Н. Горохов-Тонсо5ой, Д.А. Томская-Чайка были родом с местностей Мунурдаах, Эргэнэ, Ойуун-Урэх, расположенных у подножия Кисиляхских гор.
Кисиляхские горы - непременный элемент пейзажа в нашем селе. Для человека, родившегося и выросшего в горном краю, восхождение - неотъемлемая часть его жизни. Почему так непрестанно манит вершина, на которую поднимаешься каждый год? Когда поднимаешься на гору, линия горизонта отодвигается, и чем выше ты оказываешься, тем дальше видишь. И тем красивее вид, который остается позади. То же самое происходит со взглядом на жизнь, людей, самого себя. С каждым восхождением мы как будто становимся мудрее, сильнее, а трудности и преграды, ожидающие в пути, - преодолимей...
(Продолжение следует).
Елена ПОТОЦКАЯ. |