В последнее время увеличилось число детей, воспитывающихся в семьях с одиноким родителем. Сегодня хотелось бы поговорить об особенностях воспитания в данной категории семей и их влиянии на формирование личности ребенка.
Существуют несколько типов "одиноких родителей" и проблем, касающихся данной категории семей:
1. Разведенный или живущий отдельно родитель. Для ребенка, безусловно, лучше жить с двумя родителями, но бывают ситуации, когда после развода родителей дети чувствуют себя более счастливыми и защищенными. Когда родители ссорятся и оскорбляют друг друга, от этого особенно страдают более взрослые дети, и часто они на самом деле хотят, чтобы их родители разошлись. У детей, чьи родители расходятся, есть одна общая проблема - это неподготовленность к подобной ситуации. Неожиданное осознание того факта, что один из родителей уходит, вызывает у ребенка шок. Нужно заранее сказать ребенку о возможности раздельного проживания или развода. Детям нужно объяснить, что в разводе или раздельном проживании нет ничего постыдного и им не нужно стесняться этого перед соседями или одноклассниками. Проблема в отношениях с детьми может появиться тогда, когда родитель хочет встречаться с кем-то сразу после развода. Если есть возможность, родитель должен дать ребенку время привыкнуть к новой ситуации, прежде чем ставить его в известность о своей симпатии к другому человеку.
2. Овдовевший супруг. Овдовевший родитель, в особенности, оставшиеся члены семьи в течение нескольких недель или месяцев пребывают в полной растерянности и испытывают сильнейшие эмоциональные переживания. Эти эмоции часто смешиваются со страхом за будущее. Нужно внушить всем членам семьи, что их горе и связанные с ним переживания, мысли являются нормальной, естественной реакцией на утрату близкого человека. Если умерший родитель финансово содержал семью, то с его смертью изменится привычный жизненный уклад семьи. Оставшемуся родителю необходимо искать работу. Здесь крайне важно, чтобы родитель был совершенно откровенен с детьми и открыл им истинное положение дел, обращаясь к ним за пониманием и поддержкой относительно их финансовой ситуации. Эти обстоятельства могут потребовать от детей большей независимости, когда нужно будет принять на себя определенные обязанности, лежавшие ранее на родителе, и более тесного сотрудничества и взаимопомощи между членами семьи. Ситуация осложняется, когда умирает мать. Для овдовевшего отца могут наступить тяжелые времена. Придется приспосабливаться к новым обязанностям, выполнять которые он зачастую совсем не готов. Одинокому отцу, возможно, придется нанять домохозяйку или оставить детей у родственников до той поры, пока не будет найдена домохозяйка или пока он не женится повторно. Для детей это будет самым болезненным и трудным временем. Быть может, им придется поменять школу, оставить своих друзей, привыкать и приспосабливаться к новым обстоятельствам. Желательно, чтобы отец с детьми не менял своего места жительства. Старшим детям в этой ситуации придется в большей степени отвечать за свои поступки и, может быть, брать на себя ответственность за своих младших братьев и сестер. Но для этого отцу нужно трезво смотреть на ситуацию, постоянно общаться с детьми и просить у них совета, как наилучшим образом разрешить возникающие проблемы.
3. Родитель, не состоящий в браке. Многие незамужние женщины решают завести детей. Такие матери сталкиваются с целым рядом специфических проблем, которых нет у матерей овдовевших или разведенных. Прежде всего, это нехватка средств; обычно она одна несет финансовую ответственность за детей, тогда как разведенные или овдовевшие матери могут получать средства на обеспечение ребенка от бывшего отца или же пенсию как вдовы. Дети, рожденные вне брака, как правило, лишены опыта взаимоотношений с отцом. Сравнивая свою жизнь с жизнью сверстников, они чувствуют себя обделенными. Они выходят из повиновения, переживая из-за своей социальной неполноценности, или же превращаются в избалованных детей, если мать неразумно пытается удовлетворить все их желания, чувствуя свою вину за то, что у ребенка нет отца. Таким семьям нужно научиться принимать ситуацию такой, какая она есть, и эффективно справляться со всеми трудностями. Детям обязательно нужно помочь улучшить собственную самооценку и установить здоровые социальные отношения. Они особенно нуждаются в поддержке и похвале. Характерные особенности детей, воспитывающихся в семьях с одиноким родителем: В семьях с одним родителем дети взрослеют гораздо быстрее и принимают на себя обязанности в более раннем возрасте, чем дети из семей с двумя родителями. Это происходит по необходимости, особенно если родитель работает и отсутствует дома в течение всего дня. В результате ребенок приучается полагаться на самого себя. Если взаимоотношения между ребенком и родителем хорошие - основаны на честном общении, вежливости, предупредительности и доверии, то дети принимают эти обязанности без возмущения. Если взаимоотношения плохие - состоят из критики, постоянных придирок и требований со стороны родителя, то дети могут протестовать против своих обязанностей. Они начинают пренебрегать школьными занятиями или находят утешение в компании своих бесшабашных сверстников, поэтому у родителя могут возникнуть большие проблемы в общении с детьми. Родителя надо научиться воздерживаться от критики и выражения злости. Дети, с которыми обращаются вежливо и желанием помочь, более склонны к сотрудничеству и к взаимовыручке.
Советы для одиноких родителей: - Будьте откровенны с детьми относительно обстоятельств, приведших к образованию семьи в её нынешнем составе; - В случае развода, смерти или ухода родителя из семьи убедите детей, что в этом нет их вины; - Отнеситесь с пониманием к переживаемым детьми чувствам злости, тревоги или, возможно, замешательства; - По возможности не меняйте уклад вашей семейной жизни; - Постарайтесь, насколько это возможно, разделить обязанности. Не пытайтесь компенсировать детям потерю родителя путем взваливания на себя большего числа обязанностей; - Будьте откровенны, когда вы обсуждаете свое отношение к супругу, но при этом проявляйте чуткость к тому, что и как вы говорите, чтобы не оскорбить чувства детей, поливая грязью другого родителя; - Не используйте ваших детей в качестве разменной фигуры или как объект сделки между вами и вашим супругом; - Не поощряйте сплетни, не требуйте от детей сообщать обо всем, что было сказано супругом при их встрече; - Успокойте детей, объясните, что их будут любить и будут заботиться о них так же, как и раньше; - Не позволяйте себе высказываний против семьи супруга; - Дети, даже очень маленькие, должны знать все, что произошло. Не рекомендуется ложь во спасение вроде: "Папе нужно уехать в путешествие на несколько месяцев"; - По возможности пусть дети останутся жить на прежнем месте, с теми же соседями и посещают ту же школу. Это позволит уменьшить число обрушившихся на детей радикальных изменений.
Айталина Шадрина - зав.филиалом ГУ ЦСППМ РС (Я) в МО "Верхоянский район" РС (Я).
|