АФИША: Художественное общество Интимного театра - СПБ. 26 января 1914 г. Подвал "Бродячая собака" Михайловская пл., 5. Вечер лирики. Участвуют поэты: А. Ахматова, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам; актеры: Н. Волохова, Л. Блок, И. Глебова - Судейкина. Собираться к половине двенадцатого. Вход исключительно по именным приглашениям Правления. Плата 5 рублей. Актеры, поэты, художники, музыканты и "Друзья Собаки" - 1 р. В любом другом месте объявление характерного содержания вызвало бы, по крайней мере, недоумение. Но только не на открытом уроке литературы в Батагайской школе.
День открытых дверей в Батагайской школе состоялся во время юбилейных мероприятий района. Открытые уроки и внеклассные занятия привлекли внимание многих родителей, коллег-педагогов и жителей и гостей райцентра. Безусловно, мы, представители гуманитарной профессии, не могли пройти мимо кабинета литературы, да и предложенная накануне тема - "Вечер акмеистов в кабаре "Бродячая собака" - сулила интересное действо. Даже далекому от поэзии человеку наверняка известны имена ярких поэтов начала XX века, таких, как Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин. Они называли себя акмеистами, поэтами точного слова. И именно их, членов знаменитой группы "Цех поэтов", предстояло использовать в качестве прототипов учащимся 11 "г" класса. Каждый из "артистов" (Костя Васильев, Сандра Сивцева, Слепцов Кеша, Стручков Толя) старался выглядеть соответственно образу своего героя. В дополнение ко всему ведущие урока (Бэргэн Старостин - в роли Бориса Пронина и Слепцова Мария - "Друг собаки") процитировали отзывы других акмеистов. К примеру, привели описывание внешности Н. Гумилева его ученицей, поэтессой Ириной Одоевцевой: "...Все в нем особенное и особенно некрасивое. Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно высоким, плоским лбом. Волосы, стриженные под машинку, неопределенного цвета, жидкие, будто молью траченные брови. Пепельно-серый цвет лица. Узкие бледные губы, улыбается он тоже особенно. В его улыбке что-то жалкое и в то же время лукавое. Что-то азиатское. Сидит чересчур прямо, высоко подняв голову". А о жене Гумилева, поэтессе Анне Ахматовой - слова акмеиста Георгия Иванова: "Женщина - очень тонкая, высокая и бледная. Ключицы резко выдаются. Черная, точно лакированная челка закрывает лоб до бровей. Глаза, обведенные кругами, смотрят холодно и неподвижно - точно не видят окружающего...".
Спокойный голос учительницы, любимые стихи из уст импровизированных посетителей кабаре, полумрак и тихая музыка - подействовали на нас, наблюдателей, умиротворяюще. Оставалось только погрузиться в нирвану и представить атмосферу "Бродячей собаки" - пристанища голодных артистов, художников и литераторов, романтического подвала, куда, по словам Бориса Пронина (открывшего кабаре), "бродячие собаки" могли приткнуться, дешево прокормиться, и быть у себя". У акмеистов в тот вечер прозвучали особенные стихи: "Жираф" Николая Гумилева, "Вечером" Ахматовой, "Нас было четыре сестры" Кузмина, "Петербургские строфы" Мандельштама. Отрывок из стихотворения "Вечером" Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду.
***
Он мне сказал: "Я верный друг!" И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук... ( Анна Ахматова, 1913 г.)
За декламацией стихотворений ученики поочередно анализировали услышанное. Вспомнилось студенчество, когда мы, "грызуны", изнывали на предмете под названием "Поэтика", стараясь угодить строгой преподавательнице. Товарищам с хорошо подвешенным языком удавалось выкрутиться и при скромном запасе знаний, а вот тем, кого природа не наделила красноречием, зачастую доставалось от нее по полной программе. Моим "коньком" считался анализ размеров, из которых сегодня припоминается только ямб, пиррихий и амфибрахий. Остальное отправилось "в корзину" - дети, учитесь внимательней, пригодится в будущем.
Что касается основной, образовательной цели урока, то на вечере акмеистов откуда-то извне звучал "голос будущего", который рассказывал слушателям о дальнейшей жизни поэтов. Например, сбор в "Бродячей собаке" состоялся 26 января 1914 г. А после выступления воображаемой Ахматовой "голос" сообщил, что семь лет спустя ее мужа Николая Гумилева приговорили к расстрелу, а в 1937 г. - арест их сына.
По завершению урока коллеги, родители и остальные гости поблагодарили учителя Л.Х. Стручкову. Для многих урок с элементами театрализации стал открытием. Нам же доводилось присутствовать на таких уроках, с разницей в аудитории. Хотим заверить, что у 11 "г" класса Батагайской школы и их учительницы занятие получилось не менее захватывающим. Молодцы, так держать!
Виктория СТАСЬ.
|