Во исполнение распоряжения Президента РС (Я) 29 декабря 2003 г. № 259-РП "О создании Дирекции аэропортов РС (Я)" 26 марта 2004 г. образовано ГУП "Дирекция аэропортов РС (Я)". В течение 2007 года ГУП " Дирекция аэропортов РС (Я)" осуществляло свою деятельность в составе 22 филиалов и 1 представительства. Более половины филиалов, входящих в состав предприятия являются убыточными и их основные средства практически "обнулены" за годы предыдущей эксплуатации. Для приведения технического состояния аэропортов в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, получения сертификатов на аэропортовую деятельность были необходимы значительные финансовые вложения. Осуществить поставленные задачи только собственными средствами оказалось невозможным. 2 ноября 2007 года распоряжением Правительства РФ №1540-р вид ГУП "Дирекция аэропортов РС (Я)" изменен на Федеральное Казенное Предприятие "Аэропорты Севера". Данная форма государственного предприятия впервые применена в гражданском секторе экономики РФ, главная цель которой сохранение убыточных северных аэропортов республики и развитие их инфраструктуры в соответствии с современными требованиями российских авиационных властей. Таким образом, был завершен первый этап серьезной работы, начатой еще в январе 2006 г. с визита Президента РФ В.В.Путина в г. Якутск - решен вопрос о сохранении в отдаленных районах Крайнего Севера авиационных перевозок, сохранения для населения этих регионов и народного хозяйства в целом возможностей пользования услугами гражданской авиации. Сегодня мы беседуем с В.Р.ТКАЧОМ - директором ФКП "Аэропорт Батагай", являющемся одним из перспективных аэропортов Дирекции ФКП "Аэропорты Севера", главной воздушной гаванью Заполярья. - Владимир Романович, Ваше предприятие сменило очередное название и это уже третье за семь последних лет... -Вывеска не влияет на задачи, которые нам предъявляются. Главное - качественно обслужить пассажиров. Они должны улетать и прилетать - на этом завязаны все структуры воздушного движения. В советское время у нас работало более 1000 человек. Время и новые требования нас разделили - теперь в предприятии трудится чуть более 60-и человек. В филиале ГУП "Полярные авиалинии" и того меньше, "движенцев" больше - небо-то огромное, но почему-то регламент работы - это святое только для них. Наше предприятие работает "от" и "до". И когда надо. Генеральный директор ФКП "Аэропорты Севера" С.А. Ларионов - руководитель-практик. Ранее был директором ГУП "Аэропорт Усть-Мая", у него весьма перспективные идеи на счет нашего района - в Батагайском аэропорту базировать АН-28 (вместимость -18 пассажиров) и "замкнуть" все Заполярье ( Усть- Куйга - Нижнеянск - Депутатский - Тумат) на Батагай. Эти затраты возьмут на себя "федералы". А руководство нашего головного предприятия сейчас и "пробивает" этот вопрос. Если он решится положительно, северяне намного выиграют - будут летать больше и дешевле. Нельзя жить авиации за счет пассажира. У нас богатая страна, а авиация Севера должна и будет дотироваться, другого пути развития нет.
- Правда ли, что "второе дыхание" получит малая авиация? Как и в советское время, повсеместно в нынешних муниципальных поселениях района в полную силу начнут работать местные авиаплощадки? - Чтобы "залетала" малая авиация, ФКП "Аэропорты Севера" возьмут под свое "крыло" 250 авиаплощадок республики. А это очень большая проблема. На каждой площадке будут назначены начальники, которые войдут в штат аэропортов. Их обучат по программе, которая даст им знание специальных требований и главное - ответственности. Не обязательно лететь в Сайдыы за тремя пассажирами, накладно будет не только "полярникам", но и начальнику. В мае в наслегах начнут подсыхать полосы, будем принимать авиаплощадки. Специалисты головного предприятия займутся паспортизацией земельных участков под полосы. В перспективе на каждой авиаплощадке будет спецавтотехника, о которой мечтаем даже мы. Так должно быть и будет. - Значит, в каждом наслеге будет свой начальник авиаплощадки. Каково же будет их общее количество? Неужели и в Барыласе восстановят площадку? - Начальники авиаплощадок войдут в штат аэропорта. Планируется зачислить в штат 13 начальников авиаплощадок. В Барыласе, Борулахе и Черюмче площадки будут восстанавливаться, остальные - действующие. Летали в Барылас и Борулах. На АН-2 почему не летать в Черемчю. Это все со временем будет. Для этого и работает дирекция. Здесь как раз и потребуется огромная работа по реконструкции и ремонту, ВПП (взлетно-посадочной полосы) обеспечивающих жизнедеятельность авиаплощадок ( ограждение, равнение ям, обновление указательных знаков и т.д.). Их офис будет находиться в административной конторе глав наслегов. - Владимир Романович, а где Вы найдете квалифицированные кадры - начальников авиаплощадок? Ведь это один из немаловажных вопросов нормального функционирования предприятия. - Самый главный критерий подбора кадров - это, безусловно, организаторская способность и ответственность. Как правило, сельчане склонны к охоте, рыбалке, сенокосу. Потому очень важно, чтобы главы наслегов продуманно отнеслись к подбору начальников авиаплощадок. В этой хорошо оплачиваемой, но предельно ответственной работе должны подбираться лучшие кандидатуры сельской интеллигенции. - С 22 апреля снизились тарифы на 28 % на социально значимых маршрутах воздушного транспорта, осуществляемого внутриулусные перевозки. Что такое социально значимые маршруты? - Понятие "социально значимые маршруты" было введено в 2002 г. по Решению Президента РС (Я) В.А.Штырова., т.е. бюджет республики начал дотировать часть стоимости авиабилетов на отдельных рейсах в 15-и улусах республики (11 арктических). В этом году стоимость тарифов еще снижена. К улусам, где осуществляется социально значимые маршруты, относится и наш район. - Какова стоимость авиабилетов благодаря такой правительственной льготе? - Тариф авиабилетов на внутриулусные перевозки пассажиров таков: Табалах - 765 руб. (было 1079 руб), Сайдыы - 1042 руб. (было 1.345 руб.). В Суордахе стоимость билета будет - 1345 руб., Арылахе - 944 руб., Осохтохе- 1243 руб., Дулгалахе - 1079 руб., Саккырыре - 1368 руб. В Барыласе -? Авиаперевозку пассажиров будет осуществлять 2 раза в день современная техника АН-3, вместимость которого 9 пассажиров. Таким образом, за неделю будут задействованы все авиаплощадки района. - Владимир Романович, от ремонта, реконструкции объектов предприятий значительно зависит успешное развитие воздушного движения... - Собственными силами предприятия произведен ремонт зданий и сооружений аэропорта на общую сумму 484 тыс. рублей. Отремонтированы теплосети аэропорта, ограждение взлетно-посадочной полосы, ремонт кровли гаража ССТ, здания ДЭС, произведен ямочный ремонт взлетно-посадочной полосы. Мы принимаем без ограничения все борта согласно инструкциям по допуску аэродрома. Наш "Ураган" помогает МЧС-никам, а в этом году обновим аэровокзал и ждем вас - наших пассажиров.
Если же говорить в целом, то ФКП "Аэропорт Батагай" за прошлый год отработал лучше всех в дирекции. И это заслуга всего коллектива. Успех был связан с увеличением практически всех производственных показателей, частоты полетов по ряду направлений. Темп задан - необходимо держать его и по возможности не сбавлять обороты.
Беседу вела Елена ПОТОЦКАЯ.
|