Недавно на базе этнопедагогического Центра "Айылгы" Арылахской сре-дней школы состоялись вторые региональные этнопедагогические чтения. Педагогам, представителям общественных организаций, родителям и учащимся была предоставлена возможность работать на одной из двух секций: "Этнокультурное поле учебно-воспитательного процесса" и "Природосообразность воспитательного опыта жителей Севера".
В рамках очно-заочных педчтений работала выставка коллекционеров, прошли "круглые столы", презентация книги "Этнопедагогические идеи в системе "школа-семья-социум". В сборнике представлены материалы, тезисы докладов 83 участников, принявших очное и заочное участие в работе 1-х региональных этнопедагогических чтений, проведённых 13-14 апреля в с. Бала. Составители: кандидаты педнаук, директор школы В.Г. Павлова, доцент СВФУ им. М.К. Аммосова М.Н. Егоров, ведущий специалист МО ПИ СВФУ М.К. Сивцева, учителя: Н.А. Слепцова, С.Н. Седалищева и М.А. Гуляева.
На пленарном заседании с лекцией "Этнопедагогическая подготовка, как условие успешной профессиональной деятельности педагогов" выступила заместитель директора по учебно-методической работе Арылахской школы Е.С. Мигалкина. Участники также ознакомились с докладом директора школы, кандидата педагогических наук Павловой В.Г. на тему: "Этнопедагогическое пространство в условиях Арктики".
В конце ХХ-ХХ1 вв.. в лаборатории этнопедагогики Российской Академии образования "Институт семьи и воспитания" г. Москвы под руководством академика Г.Н. Волкова разрабатываются пути и средства включения этнопедагогических знаний в воспитание детей и молодежи. "Этнопедагогика" - это наука о народной педагогике. Приобщение детей к национальной культуре, возрождение народных традиций, формирование гуманности воспитанников целесообразнее проводить в открытой этносоциальной среде. В Арылахской школе 4-й год функционирует этнопедагогический Центр "АЙЫЛГЫ". Силами родителей, педагогов и учащихся построен балаган. Здесь проводятся обрядовые вечера, научно-практические конференции, семинары-практикумы и т. д. Все участники педагогического процесса: руководители учреждений, ветераны тыла, родители, труженики села, дети находят в этом Центре те условия, которые помогают обеспечить эффективность работы в формировании духовных качеств у учащихся.
В Табалахской средней школе организована "Школа выживания", где воспитательную работу ведут учителя- мужчины. Вся работа ориентирована на формирование гуманного отношения к окружающему миру ребёнка с опорой на традиции народа саха. Подростки с педагогами уходят в тайгу на неделю без продуктов. Предусматривается все: задачи похода, маршрут, инвентарь, личное и коллективное снаряжение участников. Эта школа выживания своего рода "экстрим", школа мужества, где воспитываются настоящие мужчины. В Боронукской СОШ создан "Центр Духовности". Центр стал главным местом, "сердцевиной" для жителей села. Совет родителей "ТУМСУУ" управляет и координирует работу клубов, проектов, в которых вовлечены родители, ветераны тыла, педагоги, молодежь: Совет отцов "Тойон субэ", Клуб матерей "Айыллаана", семейный клуб "БиЬик", Проекты "Кыра5ы хара5ынан", "Хотугу хоґуундьу", работа кабинета "Абырал", театр моды "Кэрэчээнэ" и военно-патриотический клуб "Отечество".
Другая воспитательная среда - музей - комплекс "Ситим" Эгинской средней школы. Это универсальное воспитательное пространство. Экспонаты музея - не просто реликвия, это история народа. Музей располагает ценным материалом по фольклору, этнографии, истории края.
Региональные этнопедагогические чтения проведены с целью консолидации учителей и педагогической общественности в системном распространении и использовании этнопедагогического опыта в образовательно-воспитательной практике.
Ульяна ШИШИГИНА,
общ. корр., член
Союза журналистов РФ.