Верхоянский улус вошел в мою жизнь и судьбу, стал для меня второй родиной. Годы, отданные Крайнему Северу, останутся лучшими страницами моей биографии. Самые лучшие своей жизни 34 года я отдала этому одновременно суровому и прекрасному краю. Всю свою сознательную жизнь я посвятила любимому делу - воспитанию и обучению подрастающего поколения, развитию народного образования Верхоянья и республики. За эти годы трижды была избрана делегатом 8,9,10 съездов учителей республики Саха (Якутия), а в 1987 году - делегатом IX съезда учителей России. Я 15 лет была на посту начальника управления Верхоянского улуса. Это был сложный период в руководстве образованием. Это было время обновления и коренных изменений в содержании и технологии обучения. Не хватало учителей, слаба была общая материально-техническая база школ, дошкольных учреждений и их финансовое обеспечение. Но, несмотря на это, из года в год показатели образования улучшались, появились новые типы школ и дошкольных учреждений, как школы - детсады, школа эстетического направления, школа - комплекс, кочевые школы. Четыре средние школы работали в режиме республиканских экспериментальных площадок. За мой период работы начальником РОНО были построены 3 средние типовые школы, был заложен фундамент в каменном варианте Батагайской СШ и был построен до второго этажа. Также построены спортзалы, учебные мастерские.
С середины 80-х годов учительство всей страны было воодушевлено идеями демократизации учебного процесса, учительская общественность начала активно изучать передовой педагогический опыт, осваивать новые технологии обучения и воспитания. Школы Верхоянья шагали в ногу с требованиями нового времени. В школу внедрялись такие передовые методы обучения и воспитания, как педагогика сотрудничества, метод погружения, КТД, блочная подача материалов и другие. Многие учителя нашего района ездили изучать опыт знаменитого учителя В.Шаталова в г. Донецк, также побывали в школе Тубельского, в московских школах - гимназиях. Все увиденное и услышанное потом ими адаптировалось к местным условиям и успешно применялось на уроках. Большое внимание уделялось и повышению квалификации руководителей школ, в то время работали директорами самые опытные, знающие школьное дело досконально, очень интеллигентные люди, лучшие из лучших. Это - Правдюкова Алевтина Алексеевна (Батагайская СШ), Рожин Иннокентий Васильевич (Верхоянская СШ), Гойсан Мирослав Алексеевич (Лазовская СШ), Окружко Алла Владимировна (Эге-Хайская СШ) и многие другие. Директора школы ездили по обмену опытом в Вилюйский, Сунтарский, Мегино-Кангаласский, Абыйский, Усть-Алданский районы и в г. Якутск.
В начале 90-х годов впервые в республике стал проводиться профессиональный конкурс "Учитель года". Верхоянский улус является участником с самого первого года проведения этого конкурса. Все участники успешно выступали в конкурсах. Первой конкурсанткой была Быкова В.П. Это замечательная учительница Батагайской средней школы, которая вошла в девятку лучших учителей республики. Победитель Всероссийского конкурса "Учитель года - 95" М. А. Юмшанов, победитель республиканского конкурса "Учитель года- 2000" М. И. Васильева, лауреат республиканского конкурса "Учитель года - 2005" Я. Н. Иванова - все они выпускники Верхоянской средней школы. Потом стали проводиться конкурсы "Школа года России", "Детский сад года", в которые активно включились школы и детские сады района. Так, из нашего района почетного звания "Школа года"' дважды удостаивалась Верхоянская средняя школа (дир. Рожин И. В.), Арылахская средняя школа (дир. Яковлев Г. И), также Сартанский детсад (зав. Солдатова Т. И). Это еще одно подтверждение творческого потенциала, научно-методического уровня учительства района. Здесь большую роль сыграл методический кабинет РОНО, где работали люди с большим опытом и творческим подходом - Михайлова Альбина Романовна, Горохова Елена Иннокентьевна. Для успешной работы неоценимую помощь оказывал ЯРИИУ во главе с директором Расторгуевой Н.А. Действительно, тогда работала сильная команда института. Я помню замечательных методистов, таких, как Прокопьева Т. Н., Иванова B.C. Ильина Т.И.
Затем в целях реализации идей нового педагогического мышления началась череда экспериментов новых технологий организации процесса обучения и воспитания. Учительство Верхоянья не осталось на стороне и от этих новых веяний. И в начале 90-х годов в четырех крупных школах проводился эксперимент. Помню, как зарождался эксперимент в Верхоянской средней школе "Учебный год". Это было после научно-практической конференции ЮНЕСКО. Представитель из Франции поделился своим опытом проведения эксперимента в школах Аляски. Его идеи поддержали верхоянские учителя, и они легли в основу эксперимента "Учебный год". Цель эксперимента - разработать оптимальную структуру учебного года для общеобразовательной школы Крайнего Севера с учетом природы детей, добиваться улучшения физического и психологического состояния учащихся, педагогов и на этой основе повысить качество знаний к концу учебного года. Коллектив школы под руководством Рожина И.В., директора школы, заслуженного учителя школы ЯАССР, человека с высоким научно-методическим потенциалом, с честью выполнил свою задачу. Школа через несколько лет работы в режиме развития стала республиканской экспериментальной площадкой. Итогом плодотворной работы коллектива стало подтверждение гипотезы эксперимента, и опыт был предложен к распространению.
1995 - 1996 учебный год улусное управление объявило "Годом образования в улусе". Это было за год до объявления республиканского Года образования. В рамках Года проводились много ярких, интересных дел, которые потом стали традиционными, это - елка главы улуса, учительский ысыах, спартакиада учителей, методическая эстафета и другие.
Декабрина СЛЕПЦОВА, г. Якутск.
(Продолжение следует). |