Эти замечательные строки всецело относятся нашему Учителю с большой буквы, обладателю медали "Защитнику свободной России", знака "Почетный ветеран педагогического труда", Учителю учителей, отличнику просвещения РСФСР, Почетному гражданину г. Верхоянск, преподавателю химии и биологии с 50-летним стажем только в одной только Верхоянской школе Лии Васильевне ПОПОВОЙ.
Я не стала химиком, и не мечтала об этой профессии. Но запомнившийся на всю мою жизнь урок по этому предмету был преподнесён именно "химичкой". Уважение к данному предмету привила учитель химии Е. Е. Иванова, ... оставив меня на осень. Выпускные экзамены я сдала на "4" и "5". Но окончила год с таким вот "хвостиком". За лето так "штудировала" эту ненавистную мне химию, что позже сама удивлялась собственной настойчивости и упрямству. С честью пересдала химию глубокой осенью. В новом учебном году стала учиться у Лии Васильевны. Вы не поверите, с первых уроков по этому предмету у меня появились одни "5"-ки по уравнениям! Но вторая моя "химичка" оказалась тоже из того же "теста", как и первая. Пришлось изрядно попотеть, прежде чем получить долгожданную "5"-ку. Вот что значит быть требовательным к своему предмету и добиваться непредвиденных успехов у гуманитариев до мозга костей! В 8-м классе Лия Васильевна стала нашим классным руководителем. Более с 30-и человек с разных наслегов состоящий класс, кипел как пчелиный рой. Забурлила наша и внеклассная деятельность. С молодой и красивой наставницей, имеющей багаж колоссальных знаний и умений, мы освоились в гуще школьной жизни довольно-таки быстро. Никогда не забуду походы во взрослые тогда сеансы кино (с обязательным анализом содержания фильма потом на классных часах), волейбольных баталий в парке, лыжные соревнования, мини-выставку химических изделий, осеннюю посадку зеленых деревцев на пришкольном участке. Однажды наших ребят взяли на заготовку дров прямо из классного часа. В тот момент Лия Васильевна тут же переменила бурно обсуждаемую с мальчишками тему на женскую беседу - очень актуальную, нужную. Получился весьма доверительный разговор о девичьей скромности, женской гордости, семейном счастье.
В то время в интернате не было освобожденных воспитателей. Наши учителя проводили санрейды, следили за подготовкой к урокам, всячески ограждали нас от непредвиденных ЧП, помогали госпитализировать заболевших интернатчиков в больницу. Словом, и в горести, и в радости, мы всегда испытывали учительскую поддержку, их теплое участие. Никогда не стояла на стороне от этих милосердных деяний наша Лия Васильевна. В праздничные дни нас в интернате очень хорошо угощали. Вообще в те годы кормили нас отменно. Я почему-то помню наравне со старшеклассниками, лепящую пельмени, только одну Лию Васильевну.
Анатомия, биология, химия - именно этим наукам обязаны медицина, флора и фауна, народное хозяйство. Под таким углом наш учитель открыл нам эти предметы. Как она хорошо владела языком, рассказывала живо, без единой запинки! Порой, бывало на уроке, закроешь глаза, и казалось, что ты слушаешь профессионального диктора с хорошо поставленным голосом и дикцией.
Мы очень любили ее, и она нам отвечала тем же. В 9-м классе наши ряды значительно поредели, нас осталось из 2-х классов больше 20-и человек. Мы расстались с Лией Васильевной с намерением лучше проявить себя на новый учебный год. Каково же было наше огорчение, когда буквально "отняли" у нас классного руководителя и назначили её "классной" к выпускному классу! Видите ли, они, выпускники, изъявили такое желание. Внутренний протест оставался у нас в течение полугодия. Мы с Октей Романовой, Розой Неустроевой, бросили было, клич опротестовать письменно, но не нашли поддержку у ребят. Эх, опять-таки сработала тогдашняя система! Как я завидовала потом выпускникам 1963 года, отказавшихся от своего классного руководителя взамен Агнии Афанасьевны Бельчусовой... Не одно десятилетие рядом с Лией Васильевной работала Анна Семеновна Слепцова, тоже биолог-географ. Она же, бывшая её лучшая ученица, училась прилежно на уроках химии с той разницей, чем я, чтобы посвятить себя этой профессии - учителя биологии.
Характерная черта нашего учителя - обостренное чувство справедливости, если дело касается как ученика, так и педагога. У меня осталось очень хорошее впечатление о жизни в интернате. Слава богу, все три года учебы я прожила в нем, а сестры по одному году жили в чужих семьях. Такая участь постигла и Аню Слепцову. Тогда на обозрение вывешивали список принятых в интернат. Мы с замиранием сердца подходили к грозным листам. С неописуемой радостью Аня нашла и свою фамилию в числе принятых. Тут подошла великовозрастная учительница и одним росчерком пера вычеркнула ее фамилию со словами: "Будут еще на государственном обеспечении проживать дети председателей сельсоветов". Как вспоминает А.С. Слепцова, уже сама будучи педагогом, осадок обиды у неё в душе оставался надолго. "Данный случай рассказала Лии Васильевне. Она молча выслушала меня, и через некоторое время я узнала, что меня восстановили в этом списке "счастливцев". Благодарность своему учителю за восстановленную справедливость сохраняю и поныне", - вспоминает Анна Семеновна.
Будучи председателем профсоюза учителей района, я приехала на свое первое собрание в Верхоянскую школу. До боли знакомые, родные учителя усаживались, опоздавшие подтягивались. Среди коллег была и Лия Васильевна. Меня вдруг охватило сильное волнение, аж строки поплыли: "Как же меня воспримут опытные, мои же учителя?". Медленно подняла взгляд на свою учительницу и наткнулась на добрые-предобрые глаза педагога-наставника, словно успокаювающего меня: "Ничего, коллега, не робей. Я же с тобой...". И волнение как рукой сняло. Чего греха таить, я и сейчас робею перед своими старейшими учителями, мысленно подтягиваюсь, сосредотачиваюсь, как школьница...
Татьяна АММОСОВА, Батагай.
(Продолжение следует). |