В 1945 г 15 февраля семеро отважных лыжников Верхоянья осуществили легендарный лыжный пробег по маршруту "Верхоянск - Якутск - Верхоянск".
К 40-летию Великой Победы 20 марта 1985 г. группа энтузиастов-верхоянцев: геологи Сергей Булатов, Степан Лыткин, Виталий Миронов, геофизик Владимир Шарин, авиатехник Виктор Новиков, механик авиапорта Маган Сергей Ариносов, начальник узла связи Василий Прудецкий, учитель физвоспитания Табалахской средней школы Андрей Потапов повторили подвиг земляков, второй раз покорив лыжный переход через верхоянские горы по маршруту "Якутск-Верхоянск".
Сегодня, 19 марта 2010 г., в канун 65-летнего юбилея Великой Победы на покорение верхоянских гор стартует уже третье поколение экстремалов заполярного Верхоянья.
В связи с этой знаменательной датой с сегодняшнего номера публикуем воспоминание о преодолении 1100 трудных километров по маршруту "Якутск - Верхоянск" участника лыжного пробега 1985 г., геолога Виталия МИРОНОВА.
Приближалось 40-летие Победы в Великой Отечественной войне, и мысль о том, что надо повторить маршрут легендарного пробега 1945 года, не давала покоя. Лыжным пробегом 1985 года надо почтить память тех, кто был в составе героического перехода 1945 года, кто не дожил до сегодняшнего дня. Почтить память погибших в Великой войне, посвятив пробег 40-летию Победы. Еще лыжным пробегом нужно было доказать некоторым скептикам, что есть в Верхоянье молодежь, которой по плечу любые трудности.
В конце ноября 1984 года на конференции ДСО "Спартак" геологи Сергей Булатов и Степан Лыткин выступили с предложением о проведении лыжного перехода Якутск-Верхоянск в год славной даты и встретили горячую поддержку участников конференции, райспорткомитета и райкома ВЛКСМ. Через некоторое время началось изучение маршрута и подбор кандидатов.
Костяк команды, как и в прошлые маршруты, состоял из спортсменов Янской геологоразведочной экспедиции, из числа тех, кто не раз участвовал во многих лыжных походах, это руководитель Сергей Булатов, старший геолог, комиссар пробега Степан Лыткин, старший геолог, я - геолог Кючюсской партии, художник отряда, отвечающий за выпуск "боевых листков" во время пробега, уже прошедший этот маршрут в 1983 году, но на велосипедах, инженер-геофизик Владимир Шарин. Из Табалаха приглашены два лыжника: Василий Прудецкий, электромонтер связи, известный в районе стайер, многократный призер районных соревнований по лыжным гонкам, и Андрей Потапов - учитель физвоспитания Табалахской средней школы. В команде два авиатора - это Виктор Новиков, авиатехник Батагайского авиаотряда, известный в районе лыжник, и Сергей Ариносов, авиатехник аэропорта Маган, двукратный чемпион Верхоянского района по лыжным гонкам.
Нас должен был сопровождать с кинокамерой и фотоаппаратом Петр Фатерин, оператор "Янфильма" Янской геологоразведочной экспедиции. Ему предстояло отснять фильм о пробеге и фотографировать исторические моменты.
Поскольку все мы работали, и некоторые - на ответственных должностях, долгое отсутствие на рабочем месте могло отрицательно сказаться на производстве, решено было повторить маршрут 45-го года в один конец, то есть Якутск - Себян-Кюель - Верхоянск. Рассчитали так, чтобы попасть и посмотреть День оленевода в эвенском селе Себян-Кюель Кобяйского района.
Начались усиленные тренировки. Я работал геологом бурового участка Кючюс по вахтовому методу: месяц на участке, месяц в Батагае. Находясь дома, посещал спортзал ЯнГРЭ. На участке же, за неимением спортзала, пришлось рано (с начала февраля) вставать на лыжи. Но на февральском морозе, при начинающихся ветрах я застудился, бегая по тундре. Пришлось остановить тренировки ввиду невозможности бегать.
Тем временем наступил март. Старт из Якутска был намечен на 20 марта, а я все еще находился в поле. На буровом участке мне не было замены. На каждой радиосвязи я слезно умолял прислать геолога, а его все не было и не было.
Наконец, 16 марта, я получил разрешение самостоятельно выбираться с участка в Батагай. Автозимник проходил в 6 километрах от участка по реке Яна. 17 марта, одетый в ватные штаны и меховую куртку, я голосовал на дороге. Машины, груженные каменным углем, следовали одна за другой в сторону Батагая, не обращая внимания на мои махания. Тогда существовал строгий приказ: на дальних рейсах пассажиров не брать. Простояв до темноты, я решил сделать хитрый ход: улегся на снег у обочины и изобразил умирающего. Машины со свистом проносились мимо, и где-то десятая по счету остановилась. Водитель долго наблюдал за мной из окна кабины, и когда я одним глазом глянул на него, спросил, не нужна ли помощь. Но помощь от него мне была не нужна, поскольку машина ехала в обратном направлении. И вот, наконец, одна машина, идущая в нужном направлении, прогремев мимо, резко ударила по тормозам. Из машины выскочил молоденький водитель и подбежал ко мне. Я перестал дышать. Шофер долго рассматривал лежащего аборигена. Тут у меня кончился запас кислорода, и широко открытым ртом я стал хватать воздух. Не долго думая, водитель волоком потащил меня к машине. Потом уже, сидя в машине, мы оба долго смеялись над моим маневром. Водителем оказался недавно вернувшийся из армии Саша с Янской автобазы в поселке Эге-Хая.
В Батагай я прибыл 18 марта, как раз к проводам команды. Нас провожали в Красном уголке ЯнГРЭ, куда были приглашены участник легендарного пробега 45-го года Николай Николаевич Баишев из Табалаха и один из организаторов того памятного перехода, один из первых военных летчиков-якутов Семен Петрович Романов. Мы с интересом прослушали воспоминания, советы ветеранов. Они говорили о сложности трассы и о духе товарищества, чувстве локтя, взаимоподдержке, как непременном условии в трудном походе. По виду русский, Николай Николаевич хриплым голосом говорил на якутском языке, присутствующие геологи внимательно слушали о чем рассказывал старый спортсмен.
С напутственным словом выступил 1 секретарь Верхоянского райкома комсомола Андрей Федотов, и ребята поехали в аэропорт. Я вылетел в Якутск на следующий день, 19 марта.
В Якутске нас встретили представитель обкома ВЛКСМ и член нашей команды Сергей Ариносов. Поместили в гостинице "Спорт". Очень приятно было чувствовать заботу, внимание перед столь трудным пробегом. Еще больше становилась понятна значимость дела, которое предстояло совершить.
(Продолжение в следующем номере)
Виталий МИРОНОВ,
участник лыжного перехода "Якутск-Верхоянск" в 1985 г.