Состоялась презентация книги "Размышления вслух на
склоне лет. "Исповедь", Якутск, "Бичик", 2010 г. Автор - Иннокентий
Васильевич Рожин - почётный гражданин Республики Саха (Якутия),
Верхоянья, города Верхоянск, заслуженный учитель ЯАССР, отличник
народного просвещения РСФСР, заслуженный работник культуры РСФСР,
обладатель именной медали "За вклад в образование Российской
Федерации", памятной медали "Лучший директор школы Республики Саха
(Якутия)", медали "За доброе сердце и профессионализм", Знаков отличия
"Учитель учителей", "Гражданская доблесть".
В книге обобщённо изложены общественно-политические, философские, эстетические и педагогические взгляды автора. Лейтмотив всей деятельности, жизни И.В. Рожина - борьба за справедливость, демократию, свободу. Его кредо: справедливость и ответственность. Автор ищет правду в советской истории, сегодняшней политике. Он в многонациональной России за Конституцию, основанную на принципе подлинного федерализма (вплоть до конфедерации), как основ демократического союза, дружбы народов. Откровенно излагает своё видение, свои мысли, взгляды, это его исповедь.
И.В. Рожин критиковал и капитализм, и фальсифицированный социализм. Он ещё при существовании СССР поставил вопрос о выходе Якутии из СССР или придаче ей статуса союзной республики с правом выхода из СССР. И.В. Рожин будущее человеческого общества видит в справедливом обществе свободомыслящих людей, созданном путём сближения, интеграции, синтеза социалистической и капиталистической систем (на основе теории конвергенции), которое не будет ни коммунизмом, ни капитализмом. В СССР классический социализм в полном объёме, как самоуправляемое общество не был построен. Автор к такому убеждению пришёл в последние годы, на склоне лет.
Автор книги - активный организатор процесса исторического перехода от авторитарной педагогики на демократическую. Он подробно показал этот процесс на примере деятельности коллектива Верхоянской средней школы и утверждает, что именно при всеобщем среднем образовании (1950-1976 гг.) и в годы совершенствования среднего всеобуча (с 1976 г. по настоящее время) рождалась и рождается массовая демократизация личности учащихся. В Верхоянской школе с 1969 года целенаправленно внедрялась научная организация педагогического труда. В основу работы был положен известный педагогический принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию, либо личность ребёнка (ученика) формируется только на основе её собственной учебно-мыслительной и практической деятельности. Через это достигается внутренняя мотивация действий ребёнка (ученика) в его учении и жизни.
В книге дано видение автора политики образования РФ, изложенной в известном письме Президента РФ Д. Медведева от 12 июля 2009 года к населению России. Призывая обсудить для подготовки очередного Обращения к Совету Федерации РФ, И.В. Рожин считает, что при внедрении идеи "новой школы" в условиях дикого капитализма в России есть опасность воспитания крайнего индивидуалиста в ущерб духовности. Он отмечает, что западная модель воспитания у нас должна быть одухотворена нашей северо-восточной народной этнопедагогикой, этнопсихологией.
В поисках справедливости, демократии, свободы чётко прослеживаются эстетические чувства и взгляды автора книги. Он ищет прекрасное в человеке, в обществе, в гармонии человека и общества с природой.
Содержание книги дополнено высказываниями, оценкой известных учёных, политиков, писателей, раскрывающими взгляды автора.
И.В. Рожина поздравили с изданием интересной книги и включением его в 2011 г. в энциклопедию "Лучшие люди России" в рубрике "Одарённые дети - будущее России", награждением именной медалью "За вклад в развитие образования Российской Федерации" и пожелали бодрости, силы духа, мудрости, душевного покоя.
Однокурсники автора
по Якутскому
государственному пединституту
1951-1955 г.г., г. Якутск.