- Анатолий Петрович, в самом начале нашей беседы разрешите поздравить Вас и в Вашем лице весь коллектив с прошедшим про-фессиональным празд-ником и начать разговор с вопроса: "Какое количество республиканских дорог обслуживает Ваше предприятие"?
- Благодарю за поздравление. Наше предприятие обслуживает дороги республиканского значения "Яна" и "Верхоянье". А если говорить просто, то это автозимники от Усть-Налычи до Джанки - дорога, которая соединяет наш и Усть-Янский улусы со столицей республики, и из Батагая до Иван-Сирэ, границей с Эвено-Бытантайским районом. Протяженность первой составляет примерно 860 км, а второй - 198,5 км. В связи с поздним проведением тендера на обслуживание этих дорог финансирование началось только с марта текущего года, поэтому были некоторые сложности. Но сейчас этот вопрос решен, деньги идут вовремя и, я надеюсь, что этот зимник мы отработаем нормально. С 2006 года республиканская дорога поменяла свое направление, если раньше его маршрут пролегал по Адыче и до Батагая можно было проехать через Бетенкес, то сейчас до нашего райцентра нужно ездить через Токуму и Борулах. Если сложится все удачно, то на следующей неделе планируем отправить первые машины на разведку этой дороги.
- Я понимаю, что республиканская дорога - государственный заказ республики. Но ясно, что только государственных денег не хватает для нормальной жизне-деятельности предприятия. Какими еще работами вы занимались этим летом?
- Если в прошлом году летом мы занимались отсыпкой улицы Шадрина, то в этом году закончили отсыпку почти всех улиц райцентра; закончили работы по улицам Шадрина, Ногина и Смирнова, по которым сейчас можно спокойно ездить. Также по заказу ГУП "Аэропорты Якутии" провели отсыпку взлетно-посадочной полосы в аэропорту Батагай, а осенью работали на отсыпке улиц пострадавшего от августовского наводнения пос. Бетенкес.
- И эти все работы завершены…
- Да, они почти все завершены. А если мы по каким-нибудь причинам что-то не заканчиваем в срок, то даем гарантийное письмо, что в следующем году обязательно доделаем эти работы. Наглядный пример тому - наши улицы.
- А как с кадрами на предприятии?
- На этот вопрос можно ответить так: с одной стороны, технический персонал нашего предприятия постоянный, костяк коллектива составляют такие проверенные временем и лихолетьем кадры, работающие с незапамятных времен, патриоты своей малой родины и предприятия, как водитель "Урала” Александр Григорьевич Шульган, которому нынче исполнится 70 лет, старший механик Виктор Александрович Серебров (60 лет), ветераны предприятия трактористы-машинисты Вячеслав Иванович Белый, Николай Васильевич Угрюмов, газоэлектросварщик Василий Александрович Павлушов, производитель работ Иван Михайлович Александров, который, кроме того, заведует работами дорожных пунктов, и другие. Но с другой стороны, у нас достойной замены этим кадрам нет, не приходит к нам молодежь.
- Как Вы думаете, в чем суть проблемы?
- Мне кажется, в недостаточном финанси-ровании. Сейчас бюджетом финансируется только 30-35% от плановых средств на содержание республиканских дорог, а про внутрирайонные я и не говорю. Но согласно Федеральной программе, к 2011 году планируется довести его до 100%, и, я надеюсь, что с этого времени состояние дорог улучшится. Недостаточное финансирование сказывается на всем состоянии предприятия: финансово-экономическом, обеспеченности техникой и кадрами. Автомобили и трактора не закупались десятилетиями, запчастей на их ремонт не хватает, а недостаточно высокая, не соответствующая исполняемой работе заработная плата не дает возможности привлекать высококвалифицированные кадры со стороны.
- Вот Вы говорите о сторонних кадрах, а как вопрос с выпускниками нашего ПУ №32?
- Вы видели хотя бы одного выпускника нашего училища последних лет, сидящего за рулем большегрузных автомобилей? А я нет. Про электросварщиков могу сказать, что, по слухам, один работает в г. Верхоянске, а про остальных я что-то не слышал. Вот, наверное, ответ на Ваш вопрос. При нормальном финансировании мы бы могли заключить с ними договор о взаимосотрудничестве и на его основе готовить квалифицированные техни-ческие кадры для своего предприятия.
- Анатолий Петрович, разговор у нас с Вами хоть и праздничный, но с минорными нотками. Не хотелось бы закончить его так.
- Конечно, нет. Я поздравляю всех ветеранов предприятия и весь коллектив с профессиональным празд-ником! Хочу пожелать всего самого наилучшего и заверить всех читателей, что мы содержали и будем содержать дороги и автозимники в районе в нормальном состоянии, стараться работать на благо района и республики.
...После этого разговора с исполнительным ди-ректором ОАО "Янаавтодор" А.П. Наумкиным я еще раз убедился в том, что при нормальном и своевременном финан-сировании любое предприятие может выжить и нормально работать даже в условиях рыночной экономики. Государство в последнее время стараниями его руководства начинает усиленную борьбу с двумя его врагами - "дураками и дорогами". Надеюсь, что в этой борьбе победа останется за государством, а мы в скором будущем будем жить в цивилизованном обществе с нормальными дорогами.
Иннокентий КЫСЫЛБАИКОВ