Ребенок - это посланник вечности. Он приходит в наш мир со своей миссией. Задача взрослых - способствовать его развитию и взрослению.
С 15 марта по 15 апреля по всей республике проводится "Месячник психологического здоровья учащихся", так как психологическое здоровье личности является основой для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру, жизненно-важных навыков и психологической устойчивости к социальным рискам. Для проведения Месячника в Батагайской средней школе создана комиссия под руководством завуча по воспитательной работе Слепцовой С.И. Был принят план работы. По плану для учащихся и родителей классные руководители, социальные педагоги и психологи начали проводить групповые занятия, беседы, классные часы, тренинги и консультирования. В последние годы снижается ответственность родителей за воспитание детей в семье, а это все сказывается на здоровьи, поведении и учебе ребенка. Резкие перемены в экономике и социальной сфере негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на детско-родительских отношениях. Возросла напряженность в общении между родителями и детьми. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились неизмеримо, возросли требования к личности. Сегодня, говоря о семейном воспитании, прежде всего следует иметь в виду то, что воспитание должно быть управляемой системой взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. На протяжении всего периода взросления ребенка родители для него являются чрезвычайно значимыми людьми. Во-первых, это источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Во-вторых, родители - директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений. В-третьих, они - образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми. В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. И чем старше становится ребенок, соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются. Для того, чтобы дети выросли счастливыми, мы хотим вас ознакомить со следующими советами для родителей по воспитанию у них культуры поведения: 1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что он - единственный в своем роде, не похожий ни на одного другого и не являющийся точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от него реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленных вами целей. Предоставьте ему право самому прожить жизнь. Позвольте ему быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. 2. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте понять, что будете любить его всегда, при любых обстоятельствах. 3. Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку. 4. Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты, желательно, чтобы их было немного. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. 5. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. 6. Если ребенок открыто демонстрирует неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что наказан. 7. Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга. 8. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему суть запретов и ограничений. Помогите ему вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей. 9. Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию. 10. Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы - его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и себе. Первый шаг в мир взрослых и сверстников он делает, оглядываясь на нас, и судит этот мир по законам, преподанным ему нами. 11. Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. 12. Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детьми порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово - истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими. Несомненно, способов, возможностей помочь родителям много. Каждый классный руководитель, социальный педагог, психолог, каждая семья имеют свои наработки. Предстоит еще много сделать, хотя уже достигнуты некоторые положительные результаты. Дорогие педагоги и родители! "Если ребенок растет в семье, где его уважают, считаются с его правами, он обретает мужество быть самим собой". Эти слова О.Уайльда, на наш взгляд, могут стать девизом для семей, которые хотят вырастить своих детей счастливыми. Анна СТРУЧКОВА, психолог Батагайской средней школы. |