В настоящее время идут активные подготовительные работы к летней оздоровительной кампании. В этом году планируется трудоустроить в свободное от учебы время около 150 несовершеннолетних граждан.
Содействие в обеспечении в свободное от учебы время занятости несовершеннолетних граждан в работе службы занятости всегда занимает особое место. Основной задачей является получение подростками профессиональных навыков, приобщение к труду, профилактика правонарушений в молодежной среде.
Подготовка к предстоящей кампании по обеспечению летней занятостью подростков включает в себя работу по подбору временных рабочих мест для несовершеннолетних, заключению договоров. Наработанная практика взаимодействия основных социальных партнеров - администраций поселений, Управления образования, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественных организаций и службы занятости позволяет сообща решать комплекс задач, в том числе организационных и финансовых, обеспечить системность работы.
Центром занятости населения проводится работа по составлению совместных мероприятий, формированию перечня объектов и видов работ, где возможно использовать труд несовершеннолетних, по вопросу порядка трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время и в период летних каникул.
Учащиеся, в основном, занимаются хозяйственными, благоустроительными работами, ремонтом школьных помещений, оказывают помощь престарелым гражданам. Предлагается более 10 видов работ.
Для организации занятости несовершеннолетних в течение года ЦЗН проводит Дни службы занятости, основная цель которых - информирование населения о положении на рынке труда.
Несовершеннолетние граждане, желающие работать в свободное от учебы время или во время летних каникул, зарегистрированные в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы, имеют возможность трудоустроиться на временные рабочие места.
Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются дети из числа сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки из семей безработных граждан, многодетных, неполных, неблагополучных семей; подростки, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних. При трудоустройстве эти категории подростков будут устроены по программе, предусматривающей выплату материальной поддержки за период трудоустройства.
В 2014 году планируется трудоустроить в свободное от учебы время около 150 несовершеннолетних граждан в рамках мероприятий активной политики занятости. Основная часть работ пройдет в летний и каникулярный периоды. 10 работодателей подали заявки на организацию временного трудоустройства подростков.
Многолетняя практика организации временного трудоустройства несовершеннолетних показала эффективность этого мероприятия.
Служба занятости призывает руководителей предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей к активному сотрудничеству с ЦЗН по созданию рабочих мест для выполнения общественных и временных работ.
На общую пользу
Законодательство о занятости определяет общественные работы как общедоступные виды трудовой деятельности, которые имеют социально полезную направленность, носят временный или сезонный характер и доступны для различных категорий населения. Общественные работы преимущественно применяются в благоустройстве и озеленении.
Напомним, что право на участие в общественных работах имеют безработные граждане и те, кто зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Но все же преимущественным правом на это пользуются безработные граждане, уже не получающие пособия по безработице или состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Общественные работы организуются центрами занятости населения при тесном взаимодействии с органами местного самоуправления и работодателями.
Каждый третий безработный проживает в сельской местности. Практика показывает, что особые сложности в трудоустройстве испытывают жители отдаленных сельских поселений, где отсутствуют платежеспособные работодатели, которые предоставляют постоянные рабочие места для местных жителей. А потому немаловажный аспект - организация общественных работ на селе. Порой совместное сотрудничество центра занятости и администраций сельских поселений в этой сфере является единственной возможностью трудоустройства граждан.
Общественные работы позволяют прервать период безработицы и дают реальную возможность гражданам увеличить свой доход и повысить мотивацию к трудоустройству.
В соответствии с законодательством, по предложению службы занятости, органы местного самоуправления также ежегодно принимают решения об организации общественных работ. Они же определяют их объемы и виды, а также финансирование исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения.
Сфера применения общественных работ весьма обширна, они распространены практически во всех сферах экономики.
Наиболее востребованы различные виды работ по благоустройству, очистке и озеленению территорий, подсобные работы при строительстве и ремонте дорог, их оформление и обустройство, косметический ремонт зданий, малярные и штукатурные работы, неквалифицированные виды работ в органах статистики, регистрационных органах и органах местного самоуправления, связанных с делопроизводством, оформлением и учетом документов.
Широко используются общественные работы в сельском хозяйстве, особенно в период проведения сенокосных работ.
Оплата труда производится работодателем за фактически выполненную работу и не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом.
В период участия в общественных работах безработные граждане получают материальную поддержку из средств республиканского бюджета за фактически отработанное время (от 1360 до 2720 рублей в месяц). Таким образом, доход состоящего на учете безработного гражданина в период участия в общественных работах, с учетом пособия по безработице и заработанных средств, может составлять в месяц до 12 тыс. рублей.
Эффективность общественных работ заключается, с одной стороны, в сдерживании уровня регистрируемой безработицы, снижении напряженности на рынке труда, смягчении последствий длительной безработицы, сохранении профессионального потенциала и конкурентоспособности человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, в адресной социальной поддержке граждан, лишившихся работы.
С другой стороны, общественные работы позволяют решить проблемы работодателя в тех случаях, когда на работы, не требующие особой квалификации, трудно подобрать постоянного работника, когда необходимо выполнить работы, носящие временный или сезонный характер, а также в процессе формирования кадрового резерва предприятий.
К участию в общественных работах в 2013 году было привлечено 60 безработных. Выполнен большой объем нужной и полезной работы. В текущем году на общественную работу будет привлечено 65 безработных граждан. Поступила 9 заявок от работодателей района. Основная работа планируется с июля месяца.
Первоочередные задачи в этой сфере - это партнерство службы занятости с органами местного самоуправления, привлечение к этому наибольшего числа предприятий и организаций, расположенных на территории муниципальных образований, особенно в сельской местности, независимо от формы собственности.
Начальник ЦЗН Лидия Стручкова.
|