В своё время поэт Роберт Рождественский отметил: "Учитель - профессия дальнего действия, главная на земле". Как ёмко сказано! Только по прошествии многих лет можно говорить о результатах учительского труда и только на склоне лет можно говорить о результатах учительского труда. Человеку свойственно проанализировать свой пройденный путь. В связи с Годом учителя открываем серию публикаций "Учитель, пред именем твоим...”, посвящённую ветеранам педагогического труда заполярного Верхоянья.
В памяти выпускников школ остались имена педагогов, приехавших в незнакомую Якутию в составе интернациональных педагогических десантов в суровые послевоенные годы. В 50-70-х годах все они, молодые и энергичные, прибыли в наш суровый край из разных концов Советского Союза, уголков Якутии по распределению МП РСФСР и ЯАССР. Можно себе представить, как им всем было трудно: вдали от малой родины и родни, среди чужих людей... Однако никто из них никогда не жаловался, не требовал для себя каких-либо скидок и льгот, тем более особых привилегий. Виктор Николаевич Смирнов. Выпускник Даниловского педучилища Ярославской области, уроженец де -ревни Дьяконка Костромской облас -ти. 20 - летним молодым человеком он ступил на суордахскую землю - был направлен учителем Суордахской начальной школы. Так началась педагогическая деятельность прос-того деревенского паренька, которая продолжалась ровно полвека.
Виктор Николаевич одиннадцать лет проработал учителем русского языка и литературы Суордахской и Табалахской школ. Одаренный педагог, воспитатель с огромным запасом интеллектуальных знаний, выходящих за рамки его профессии, обучал и воспитывал терпеливо, основательно, с прицелом на будущее. Он сумел увлечь детей из далекой северной глуши в таинственный мир знаний, сумел привить интерес к русскому художественному слову, воспитал любовь к русской литературе, открыл детям глубокий мир музыки.
У педагога из "материка” были яркие и запоминающиеся уроки: виртуозно играя на гармошке, он мастерски исполнял революционные, русские народные и современные песни, а уроки физкультуры состояли из сплошных акробатических этюдов! - Виктор Смирнов умел красиво плавать, - писал в своих воспоминаниях его коллега поэт, писатель, журналист С.И. Юмшанов.
В. Н. Смирнов 10 лет работал директором Табалахской школы. Молодой педагог много сделал для совершенствования учебно-воспитательного процесса, осуществления всеобщего среднего образования. Внес значительный вклад в совершенствовании и упорядочении документации и отчетности сельской школы. Педагог добился строительства нового типового здания средней школы. С вводом его в эксплуатацию Табалахская школа реорганизована в полную среднюю. Учительство Верхоянья знает и помнит В.Н. Смирнова как интеллигентного, принципиального, эрудированного инспектора. Его всегда отличали умение проводить скрупулезный анализ проделанной работы, ставить конкретные цели и задачи. Наряду с недостатками в работе, он всегда отмечал положительные стороны и способствовал профессиональному росту педагогов. Потому среди коллег он пользовался непререкаемым авторитетом. Все новое, передовое, что появлялось в теории и практике обучения и воспитания, Виктор Николаевич старался внедрять в жизнь, неустанно пропагандируя в школах района.
Внимание к коллегам, высокая профессиональная и человеческая культура всегда отличали В.Н. Смирнова - отличника народного просвещения, заслуженного работника образования РС (Я), обладателя знака отличия "375 лет Якутия с Россией", Почетного гражданина Верхоянья, делегата Х съезда учителей РС (Я), Учителя учителей РС (Я), вызывали заслуженное уважение педагогической общественности.
Супруга Виктора Николаевича М.Д. Смирнова, отличник здравоохранения РСФСР, родом из с. Табалах. Она была депутатом Верховного Совета ЯАССР.
Находясь на заслуженном отдыхе в г. Карачево Брянской области, наш коллега всегда интересуется творческим ростом своих коллег-педагогов.
Герасим Спиридонович Павлов,ветеран педагогического труда, внесший большой вклад в развитие образования Верхоянья. Награжден Знаком отличия "Гражданская доблесть". Более полувека проработал в системе образования Верхоянского района. Уроженец II Мальджагарского наслега Орджоникидзевского района. После окончания института в августе 1952 г. прибыл в заполярное Верхоянье.
Герасим Спиридонович был одним из тех учителей якутского языка и литературы, которые оставили глубокий след в истории образования в улусе, в становлении методики преподавания родного языка в условиях этнокультурной среды Верхоянья. Свою педагогическую деятельность сельский учитель начал в те годы, когда сеть образовательных учреждений в районе развивалась и укреплялась - семилетние школы становились восьмилетними, которые, в свою очередь, реорганизовывались в средние.
В такой ответственной работе молодой, инициативный учитель, имеющий задатки организатора, принял самое активное участие. Он работал директором Борулахской, Дулгалахской, Арылахской школ.
В своей работе уделял большое внимание освоению передового опыта, использованию достижений науки, пропагандировал липецкий опыт. Руководимые им педколлективы были нацелены на плодотворное сотрудничество учителей, учащихся и их родителей.
Аналитический склад ума, умение быстро и правильно принять решение, богатый жизненный опыт, исключительная скромность - вот качества, которые помогали Герасиму Спиридоновичу нести ответственную ношу директора. Особый акцент он делал на работу с молодыми кадрами, умело сочетая требовательность и внимание в становлении их педагогического мастерства, охотно делился своим богатым опытом и неиссякаемым арсеналом методических приемов и секретов.
Более 40 лет преподавал родной язык и литературу. Проводил систематическую работу по развитию творческих способностей учащихся. Он одним из первых в улусе организовал поисково-исследовательскую работу учащихся по сбору, систематизации, изучению фольклора, диалектов коренного населения заполярного Верхоянья, материалов о поэтах и писателях янского региона.
Умелое использование в учебной работе дополнительного материала, которое давала поисково-краеведческая работа учащихся, было отличительной особенностью творческого педагогического почерка Герасима Спиридоновича.
Сельский учитель сумел вырастить своих преемников: многие его ученики выбрали профессию учителя. Восемь его выпускников работают руководителями образовательных учреждений района! Г.С. Павлов принимал самое активное участие в общественной жизни своего наслега и улуса. Более 20-и лет он был секретарем первичных партийных организаций, многократно избирался депутатом сельского Совета. Его опыт работы освещен в 3 -м томе педагогической энциклопедии МО РС (Я).
Герасим Спиридонович был добрым, любящим отцом и дедом. Со своей супругой Христиной Николаевной вырастили 8 детей. 4 из них стали учителями: старший сын Александр - мастер производственного обучения, Надежда - учитель начальных классов, Иван - преподаватель якутского языка и литературы. Старшая дочь Валентина Герасимовна - кандидат педагогических наук, директор Арылахской СШ, учитель русского языка и литературы, национальной культуры, Почетный работник общего образования РФ, отличник образования РС (Я), делегат XI съезда учителей. Сыновья - гордость не только отца, но и всего района: Николай - кандидат ветеринарных наук, ученый секретарь, научный сотрудник лаборатории ЯНИИТ. Виктор - отличник сельского хозяйства РС (Я), глава МО "Верхоянский район" РС (Я). Василий - сотрудник РОВД, отличник милиции РФ.
По мнению известного педагога А.С. Макаренко: "Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан сделать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой". В своей педагогической деятельности сельские учителя заполярного Верхоянья В.Н. Смирнов и Г.С. Павлов следовали именно этой гипотезе.
Ульяна ШИШИГИНА, методист Управления образованием, член Союза журналистов РФ.
|