У этой компании наиболее удачным был 2007 год. Тогда изыскатели утвердили и защитили 15 килограммов серебра с одной тонны руды. Канадская сторона со следующего года собирается увеличить финансирование этих работ в 30 раз. Даже начали изучать, анализировать лежащие на верхнем слое камни и глину, где обнаружили самородки, малахиты. Работы проводятся самыми современными методами. Так, с помощью космических снимков определили место расположение участка "Вертикальная", где предположительно будет добыто около 6000 тонн серебра. Такими же методами собираются изучить перспективные участки "Орогондо", "Забытый" и т.д. На Эндыбале планируют построит поселок с 3-4 тысячным населением, с мини атомной станцией. Со следующего года планируют построит круглогодичную дорогу от Эндыбала до Лены (до Батамая), где необходимо произвести отсыпку болота протяженностью около 10 тыс. км. Дорога будет связывать несколько участков, в том числе Аркачан, Эндыбал, Чичимбал, а в дальнейшем построят автозимник до Батагая. Ведь от устья Эчия до Эндыбала составляет всего 70 км. Это для автотранспорта немного, да и Суордахцы и Сартанцы каждый год ездят до Себян-Кюеля по этой еще не обустроенной дороге. Поэтому верхним наслегам чтобы добраться до Якутска, не надо будет ехать в обратную сторону на север до Батагая и делать большой круг через Тополиный, а ехать через Эндыбал, Батагай до Якутска. Это сократит протяженность автодороги верхним наслегам вдвое. В случае строительства авиапорта появится возможность летать с Эндыбала на Якутск, что сэкономит размер проезда. Кроме того, переброска туристов в самые вершины Верхоянского хребта будет выгодным занятием, ведь многие видели хребты только с высоты птичьего полета и на фотографиях. Но есть отрицательная сторона медали - это экология. В Эндыбал приезжали и проверяли природоохранные органы. Канадцы уверяют, что в этом отношении они идут впереди всех по технологии и не собираются нарушать экологию здешних мест. Только в первый год работы выделили 3 млн. 700 тыс. руб. на экологический мониторинг вокруг данного участка. Встречались с населением Себян-Кюеля по вопросу охраны окружающей среды, но, по-моему они должны встречаться и с населением с. Суордах, так как река Эчий протекает по территории этого наслега. Заметим, что Эчий пока считается самой чистой рекой Верхоянья. Здесь водятся такие рыбы как таймень, ленок, хариус, налим. Вниз по течению от устья Эчия есть теплый ключ (ойуму), где зимует рыба. Рыбаки здесь ловили рыбу зимой мешками. Поэтому потери рыбных запасов надо ежегодно проверять и делать выводы. Еще во времена царской России здесь местные кузнецы добывали свинец, охотники изготавливали круглые картечи для своих берданок. В.Л. Серошевский в книге "Якуты" писал: "Я знаю только один случай добывания якутами свинца из руды. Сделал это кузнец Румянцев; он в 1882 году и раньше выплавлял металл из свинцого блеска, большие залежи которого найдены им были недалеко от старинных Екатеринбургских рудников в верховьях реки Дулгалах (Эндыбал). Сейчас все законы принимает Госдума. И претензии по принятым законам надо адресовать в сторону депутатов и партийных фракций. А принятые законы мы обязаны исполнять. По утвержденному Лесному кодексу упомянутые территории находятся в ведении гослесфонда РФ. Поэтому наверняка не будут спрашивать у нас разрешение на разработку этих участков. Но я думаю можно участвовать в экологическом исследовании и претензии предъявлять по нарушенным землям, брать анализ воды р. Эчий и отправлять их на экспертизу. Вот сейчас может быть реализована намерение бывшего главы улуса И.И. Горохова об открытии автозимника Себян-Кюель-Батамай-Намцы. Еще несколько лет назад руководитель "Янгеологии" Н.Э. Тямисов писал, что на юго-западном Верхоянье может появится серебряно-рудная провинция России. Раньше несколько лет в Эндыбале работала Мангазейская партия ОАО "Янгеология". Гендиректор ЗАО "Прогноз" не исключает создание крупной совместной Российско-Канадской "Северо-восточной корпорации", объединившись с "Полюсом", "Янгеологией", "Бурятзолотом". Работы по строительству автодороги проводятся при взаимодействии и согласованности с депутатом, руководителем Ассоциации малочисленных народов Севера А.В. Кривошапкиным и с Дирекцией строительства автодорог РС 9Я), где И.И. Горохов работает заместителем руководителем. Если налоги от разработки участка будут поступать только в Кобяйский улус, то нашему улусу какую выгоду из этих мероприятий? Возможно ли компенсация за нанесенный природе ущерб, в частности, потери рыбных запасов? Я думаю выгода - это строительство автозимника с укороченным расстоянием до Якутска, которая быстро окупится. Кроме того, речной пирс на Лене в районе Батамая позволил бы построить склады для хранения грузов. По вопросу экологии Эчия население МО "Суордахский наслег" должно, на мой взгляд, встретится с руководством акционерного общества.
Христофор ВАСИЛЬЕВ. п. Батагай.
|