Начало:
Первая часть -
http://vestiv.ucoz.ru/publ/8-1-0-621
Вторая часть -
http://vestiv.ucoz.ru/publ/8-1-0-628
На отчётной конференции профсоюзной организации в конце 1985 г. деятельность профкома была признана хорошей, что, конечно, меня обрадовало.Не могу не вспомнить добрым словом начальника минералогической лаборатории экспедиции, у которого всегда можно было получить бесценную консультацию по минералогии, минераграфии. Строгий на вид, неулыбчивый, Ожогин становился весёлым и жизнерадостным, когда вспоминал свои молодые годы. Он умело, с тонким юмором рассказывал забавные случаи, имевшие место в разные годы. Героем одного известного анекдота про геолога, затачивающего нож, "жадно глядя" на только что прибывшего студента, считали его.
Орден "Знак Почета" - вполне заслуженная награда, вручённая экспедиции в 1974 г., не гарантировала спокойную, безмятежную жизнь трудовому коллективу. Геологи - народ творческий, ищущий (вспомните поговорку о дураке...), охочий до новых открытий, впечатлений. Так однажды нас нечаянно обозвал третий секретарь Верхоянского РК КПСС, возможно, увлёкшись "первопроходимцами". Понял он свою ошибку или нет, сейчас сказать очень трудно. Прилагательное "первое" придаёт слову явно отрицательное значение "проходимец" другое, почти положительное содержание, поэтому обижаться не стоит.
Как бы то ни было, перевод отдельных партий во вновь организованную Ленскую ГРЭ (имени Е.М. Дмитриева), конечно, в какой-то отрезок времени снизил мощь орденоносного коллектива, зато широко открыл дорогу молодым и не совсем молодым специалистам для их профессионального роста. За это конкретные товарищи или уже господа должны поблагодарить тех, кто в те далёкие передперестроечные годы задумал и осуществил "хирургическое вмешательство" в живом организме Янской ГРЭ. Другое дело, что той, искусственно созданной экспедиции скоро не стало. В том вины нашей нет.
Смею заверить, что "ленцем" я не становился, помня, что мои корни растут на Яне, здесь я начал формироваться как специалист, женился, родился наш первый ребёнок, здесь я посадил своё дерево.
Помню и никогда не забуду "картофельную эпопею", в которой участвовал 3 раза. За одни или полутора суток нашей бригаде из 5-6 человек предстояло выгрузить, загрузить в машины, развезти по многочисленным адресам и донести до дверей квартиры каждой семьи энное количество ящиков согласно заявке. Помогла полевая закалка. Правда, потом два-три дня тряслись ноги.
О том, как жили жёны полевиков, можно говорить много, однако мы уверены в том, что среди наших подруг были взаимоподдержка и взаимопонимание, что помогало им переживать без потрясений наше долгое отсутствие. Жёны геологов умеют ждать. Большое им спасибо за долготерпение и верность.
Об огромной роли нашей экспедиции в жизнедеятельности посёлка, района того времени можно говорить много. СМУ ЯнГРЭ строило не меньше, если не больше, чем специализированное предприятие ПМК во главе с известными Антонюком и Юмшановым. Автобаза завозила миллионы тонн грузов на самые удалённые точки Якутии, где работали полевые подразделения.
Из плакатов, выпущенных в год 50-летия СССР, видно, что в Янской ГРЭ трудились 1600 чел., представляющие 32 национальности, плечом к плечу, дружно, в едином порыве строя коммунистическое светлое. Никто не выпячивал свою национальность, настаивая о своем особом положении в обществе.
Несколько слов признательности должен сказать нашим ветеранам. Какие же они были чуткие до чужой боли, чужого горя. По этому поводу вспоминаю, как меня встретила Нелинза Алексеевна Назадзе, начальник отдела кадров, когда я вернулся после похорон младшего брата, погибшего в СА, и матери, не выдержавшей потерю сына. Она не только выразила соболезнование от своей семьи, но и расспросила о самочувствии моего отца, моих родственников, о которых она и не знала. Это меня взволновало сильно, растрогало, что я прослезился. Дело прошлое, но такое отношение не забывается. К юбилею Великой Победы моя жена Лидия Петровна, тогда зам.редактора районной газеты, получила задание сделать зарисовку об участнике войны. Я с удовольствием привел её к Георгию Ипполитовичу Назадзе. Получилась неплохая зарисовка о солдате Победы, ветеране геологии.
Вспомнил я единственного человека, заработавшего "длинный рубль". Володю Храмцова, проработавшего 2-3 года в Сундрунской партии. При проводах, выпив изрядное количество горячительного, он полез в нагрудный карман пиджака и, как фокусник, долго вытаскивал рубль. Надо думать, что он потратил уйму времени для склеивания 3-4 десятков однорублёвок. Зато мы посмеялись от души. Такой был юмор.
В небольшой заметке вспомнить обо всех янцах невозможно из-за резко уменьшившихся размеров любимой всеми районной газеты, общественным корреспондентом которой я являлся в 70-е - 80-е гг. Помню всех, в первую очередь, прекрасных женщин-геологинь всех партий, где работал, женщин-кадровичек, чертёжниц, машинисток, спортсменок-лыжниц, легкоатлеток, членов нашего профкома, с которыми приходилось решать производственные и житейские проблемы. По прошествии многих лет вспоминается только хорошее - такова природа человека, сознательно задвигающего на задворки памяти всё негативное. Жизнь как марафонская дистанция. Её успешно пробежит тот, кто на дистанции постоянно думает только о хорошем, светлых моментах своей жизни. Я придерживаюсь такого принципа.
В заключение хочу пожелать ныне здравствующим ветеранам геологии долгих лет жизни, счастья и семейного благополучия! То же самое хочу пожелать трудовому коллективу, продолжающему мужественно преодолевать рыночные неожиданности при почти полном отсутствии государственной поддержки, не растеряв дух романтизма.
Степан ЛЫТКИН,
ветеран труда, спорта,
проработавший в ЯнГРЭ
с июня 1970 г. по январь 1986 года.