Очередной, четырнадцатый Всемирный русский народный собор, работавший в Москве 25-26 мая, был посвящен теме "Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества". На пленарное заседание в зал церковных соборов храма Христа Спасителя, где состоялось торжественное открытие этого международного форума, собралось около двух тысяч человек - представители государства, общества и церкви. Учителя и работники культуры, ученые и священнослужители, политики и общественные деятели, представлявшие многие регионы России, а также русское зарубежье, обсудили ключевые проблемы образования и воспитания подрастающего поколения, от которого во многом зависит будущее нашей страны.
В газете "Правда" об этом форуме напечатана статья Виктора Кожемяко "Кто желает и дальше ухудшать образование?" (№55 от 27 мая 2010 г.). Из данной статьи приведу отрывки высказываний участников авторитетного форума для читателей газеты "Вести Верхоянья". "- Задача семьи, школы, общества, задача церкви и государства - вырастить не морального калеку, а человека, достойного своего высшего призвания" - заявил во вступительном слове глава Всемирного русского народного собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отметив, что образование - процесс долгосрочный и творческий, он подчеркнул особую роль в нем личности преподавателя.
Многих тревожит бездуховность подрастающего поколения. Можно ли преодолеть равнодушие, цинизм и жестокость, прагматическую расчетливость и эгоизм лишь введением в школьные программы курса основ религиозной культуры и светской этики?
Воспитывают не только школа и семья. Воспитывает вся окружающая жизнь. Верно, что личный пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Но... а вся жизнь вокруг с ее вопиющей несправедливостью, социальным расслоением, обманом, лицемерием и двоедушием в государственном масштабе говорит совсем о другом. Юный человек зачастую не выдерживает этого. Если же добавить сюда губительное влияние СМИ, прежде всего - телевидения.
Сегодня наше общество уже нельзя называть самым читающим. Как говорилось на Соборе, в трети семей не читают ничего вообще. Но стоит внимательнее присмотреться и к тому, что предлагают семьям коммерческие издательства. Педагог из Вязьмы Алла Викторовна Криенко проанализировала, например, какие журналы покупают родители своим детям. Вот их названия: "Черепашки Ниндзя", "Ведьма", "Ведьмочка", "Играй и учись с Человеком-пауком" и т.п. - Чему учат эти человеки-пауки? - делилась наболевшим учительница. - Подобные журналы и книжки разрушительны для детской психики!
Наиболее глубокий взгляд на происходящее в сфере образования и воспитания представил с трибуны Собора лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Недаром его речь несколько раз прерывалось аплодисментами, а после нее зал устроил настоящую овацию.
Геннадий Андреевич отметил, что выступает не только как депутат Госдумы и руководитель партии, но и как представитель учительской династии, члены которой в общей сложности триста лет отдали школе. Он и сам начинал как педагог, преподавал в сельской школе и вузе, так что эта сфера ему хорошо знакома. И основным ракурсом его анализа стало сравнение ее состояния в советское время и сегодня.
Он счел нужным в год 65-летия Великой Победы напомнить характерное признание, прозвучавшее на Нюрнбергском процессе, где судили главных преступников. Один из фашистских главарей на вопрос о том, почему, по его мнению они проиграли войну, ответил: "Мы прежде всего проиграли вашему советскому учителю, который сумел подготовить целую плеяду выдающихся солдат и офицеров" Г.А. Зюганов вспомнил другую Всемирную выставку, состоявшуюся в Брюсселе в 1958 году. Тогда, всего тринадцать лет спустя после войны, самой разрушительной для нашей страны, мир с изумлением воспринял первые искусственные спутники Земли, созданные в Советском Союзе.
Американцы тогда прислали к нам большую делегацию и долго изучали, в чем секрет советского чуда. Одна из глав в пространном (в две тысячи страниц!) отчете так и называлось: "Что знает Иван и чего не знает Джонни". Они сделали правильный вывод: мы выиграли соперничество в первую очередь за школьной партой и на студенческой скамье. И они в 10 раз увеличили вложения в образование.
- А по сегодняшним показателям они превосходят нас в 30 раз! Вдумайтесь в цифры. В этом году американцы вложат в научно-конструкторские разработки 400 миллиардов долларов, объединенная Европа - 270 миллиардов, Китай и Япония - по 140. Наше вложение на этом фоне выглядит мизерным. Образование - на голодном пайке! Действительно, ассигнования на образование и науку гораздо меньше, чем сегодня необходимо. И 0,8 процента - на культуру, о чем говорил министр культуры А.А. Авдеев. И менее 1 процента - на село... Очень остро говорил Г.А. Зюганов о двух законах, которые могут привести к катастрофическим последствиям. В настоящие годы реализуется закон о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), а недавно принят и подписан так называемый закон об автономных учреждениях. Если данные законы будут действовать, и если общими силами не удастся поставить им заслон, то мы окончательно лишимся остатков нашей классической русской школы, образцового советского образования. А значит - страна лишится будущего. Председатель ЦК КПРФ аргументировал это очень конкретно и убедительно, что получило затем активную поддержку в последующих выступлениях.
К выше изложенному добавлю от себя. Я далек от педагогической работы. Но душой болею за подрастающее поколение. Чтобы дети со школьной скамьи вырастали патриотами своей Родины! А не "Иванами, не помнящими родства". Сейчас много пишут, что со школьной программы обучения сняты исторические, фактические данные о советском периоде России. Советский период отличается от остальных эпох самым динамичным развитием во всех областях жизни. Пишут, что об этом в школах ученикам не говорят. В советское время народное хозяйство достигло наивысших показателей и было на втором месте после Америки. Советское обучение в школе, наука, искусство и культура изумили весь мир. Небыло межнациональной, религиозной резни. Человек к человеку относился очень вежливо - как брат, товарищ. В Москве, в других городах и по всей огромной стране ходили, гуляли, ни кого не боясь. Такой был образцовый порядок. Это результат Советского воспитания человека! А сейчас каково? Об этом предпочитают умалкивать.
История Великой Отечественной войны в школьной программе искажается. Пишут, что Победу над гитлеровской фашистской Германией одержали Америка и Англия. Пишут, что в России школы закрываются, особенно малокомплектные сельские. В России школы деградируют. К примеру, в газете "Коммунист" от 23.07.10. №19 напечатана статья заместителя редактора Г.Г. Мохначевской "Когда сытый голодного не разумеет...". Статья большая - на две страницы. (Это заметки с VIII отчетно-выборной конференции коммунистов Якутии). Здесь пишут:"Вот бы посидеть им на уроках в Анабарской средней школе в один из субботних дней и воочию увидеть, как пьяные учителя учат пьяных учеников...". До чего дошли?!
Я с большим уважением вспоминаю своих учителей, работавших в послевоенные 40-50-е гг. Они кроме знаний передали нам чувства патриотизма и любви к Родине. Призываю современных учителей - будьте достойны высокого звания - Учитель!
С уважением всем учителям Артур КОЛОСОВ, член КПРФ, Табалах.
|