В Год учителя, в середине марта, произошло значительное событие в истории образования нашей республики. С рабочим визитом посетил Якутию главный редактор "Учительской газеты" Петр Григорьевич Положевец. Долгое время он работал редактором отдела науки и образования в "Комсомольской газете". С 1991 г. возглавляет "Учительскую газету" и столько же является оператором конкурса "Учитель года России". Входит в состав общественного совета при Минобрнауки РФ.
В г. Якутск редактор главной педагогической газеты приехал, для того чтобы встретиться с преподавателем технологии Намской гимназии, победителем Всероссийского конкурса "Учитель Года - 2009" Александром Новгородовым - одним из героев задуманной им серии об учителях - мужчинах. Их мало, и автор ставит задачу показать, что звание учителя для сильной половины человечества - не просто профессия. У них есть своя позиция, они знают, что делают и могут сделать для системы образования. Прежде всего, это пример для молодых людей, которые учатся в пединститутах или только собираются поступать в ВУЗы. - Чтобы рассказать о человеке, - говорит Петр Положевец, - мне нужно провести с ним немало времени. С Александром Валерьевичем Новгородовым мы общались две недели во время конкурсных мероприятий, жили рядом в гостинице, вели долгие разговоры за чашкой кофе, но, начав итожить, я понял, что не уловил самого главного. В Якутске дополнил мнение о нем новой информацией. Конкурс "Учитель Года" в 1989 г. придумал бывший редактор "Учительской газеты" Геннадий Селезнев с коллегами. Идея заключалась в том, чтобы внимательнее посмотреть на то, кто такой учитель, каким он должен быть, как помочь ему стать немного другим, "вытащить" из регионов тех, кто никогда не появлялся на федеральном уровне в силу своей занятости или скромности. За двадцать лет сформировалось экспертное педагогическое сообщество. Эти люди стали реальным двигателем образования, к ним прислушиваются и на местах, и федеральная власть, они участвуют в обсуждении всех актуальных проблем и новшеств, создают свои учебники, многие выросли до директоров школ. С другой стороны, конкурс заставил регионы более внимательно относиться к учителям, поддерживать их. Так, в Челябинской области победителям на уровне района и города вручают машины. Есть примеры, когда педагоги получали из рук губернатора ключи от новой квартиры. В - третьих, выработаны новые критерии деятельности школьных преподавателей. На вопрос, в чем, на его взгляд, принципиальные отличия системы образования республики, он ответил: - В Якутии очень серьезно относятся к решению проблем, существующих в образовании, в то время, когда в других местах о них только говорят, - это малокомплектные школы, дистанционное образование, базисный план. Потрясающее решение найдено с кочевыми школами. Второе, тут не ждут, когда будут приняты федеральные законодательные акты, принимая на уровне республики законы и постановления, разрешающие работать так, как необходимо здесь и сейчас. Например, в российских школах максимальная нагрузка учителя составляет 36 часов в неделю, а в республике, переходя на новую систему оплаты труда, к ним добавили еще 6 часов, что позволило увеличить время на воспитательную работу и поднять заработную плату. Теперь, когда в 2011 году по новому федеральному стандарту второго поколения прибавят десять часов, другие регионы будут думать, чем их наполнить, а в Якутии реформа пройдет легче. В заключение П.Г. Положевец отметил: - Ваша республика подтверждает тезис, что качественное образование можно дать и в мегаполисе, и в маленькой деревне, было бы желание педагогов и готовность власти помочь им.
(В подготовке статьи использованы материалы газет "Якутия", "Кыым"). Ульяна Шишигина, руководитель информационно-методической службы.
|