В Республике Саха (Якутия) еще с 2002 года по поручению Президента В.А. Штырова, проводится субсидирование внутриулусных авиаперевозок по некоторым направлениям. Еще тогда было введено понятие "социально-значимые маршруты", которое выравнивало население в правах и возможностях. Критериями социально-значимых направлений определены среднедушевые денежные доходы граждан, а также отсутствие альтернативных видов транспорта и круглогодичных автодорог. В зону охвата социально-значимыми авиаперевозками тогда вошли 15 улусов, в том числе 11 арктических, где люди получили возможность летать на внутриулусных направлениях по тарифам на 60 % ниже экономически обоснованных. По сути, с 2002 года в этих улусах преодолена тенденция спада авиаперевозок. Наоборот - ежегодно растет пассажиропоток. Если в 2002 году на втутриулусных маршрутах было перевезено 9110 пассажиров, то в 2007 году 17394 пассажиров, количество рейсов увеличено с 688 до 1139. Заинтересованное участие Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) помогло ФКП "Аэропорты Севера" добиться в 2008 году выделения средств из федерального бюджета и на субсидирование аэропортовой деятельности. Принято очень важное решение о применении нулевых ставок за регулируемые Федеральной службой по тарифам аэропортовые сборы ФКП "Аэропорты Севера" по пассажирским социально-значимым авиаперевозкам. С учетом этого, приказом ГКЦ-РЭК РС (Я) от 10 апреля 2008 года № 5 утверждены тарифы на социально-значимые авиарейсы, которые с 22 апреля 2008 года снижены в среднем на 28 %. В среднем на 2008 год они составят 1158 рублей, тогда как в 2007 году составляли 1617 рублей. При формировании тарифов применена единая методика определения усредненной стоимости пассажиро-километра на воздушных линиях, где реализуется, что в этой связи снижение тарифов по улусам и направлениям разнится, тарифы составляют от 300 до 5712 рублей - в зависимости от расстояния. Население теперь будет оплачивать в среднем 26 % от экономически обоснованного авиатарифа (было 37 % в прошлом году). Для примера - по маршруту Батагай-Сартан пассажир покупает билет по тарифу 1280 рублей, тогда как его экономически обоснованный уровень составляет 5071 рублей, по маршруту Черский-Андрюшкино - 1929 руб. против 5579-ти. Помимо этого, введение нулевых ставок по аэропортовым сборам позволило увеличить количество рейсов с 1139 до 1282-ти на 143 рейса больше, чем было в 2007 году. В дотационную программу (по обращениям глав муниципальных образований) включены новые направления в Верхневилюйском (Кырыкый, Магассы, Ботулу, Сургулук, Тобуя, Далыр), Вилюйском (Кыргыдай, Хагын, Балагатча, Тылгыны, Угулятцы), Нюрбинском (Хорула) и Усть-Алданском улусах (Тюлях). А также межулусные маршруты из Магана в Кобяй, Чагду, Арыктах, Мукучи, Мастах, Себян-Кюель, Сеген-Кюель, Сангар в Кобяйском улусе. Таким образом, в зону социально-значимых авиалиний теперь вошли 19 улусов республики, в труднодоступных населенных пунктах которых проживает 55640 человек (не считая улусных центров). Количество пассажиров на этих авиарейсах, по предварительным прогнозам в 2008 году, увеличится с 17394 до 20465 человек.
Семен ВИНОКУРОВ, зам. председателя Госкомцен-РЭК Республики Саха (Якутия).
|