Недавно Владимир Путин подписал указ о строительстве железной дороги до
Бестяха. По словам заместителя директора якутского филиала ЗАО
"Инжиниринговая корпорация "Трансстрой" Валерия Белова, возможно, в
скором времени "дадут добро и на строительство железного моста через
Лену в районе г.Якутска”. Это значит, что у северян появится
перспектива выезжать из столицы нашей республики не только воздушным
транспортом, но и по "железке". А пока работы по строительству железной
дороги полным ходом идут на титуле (участках) Томмот-Кердем.
Виктория СТАСЬ
Страхи вашего корреспондента по поводу собственной неосведомленности о процессе строительства железной дороги не оправдались. Как оказалось, многие журналисты ре-спубликанских СМИ имеют аналогичные с моими представления: будет проведен тендр, подготовят дорогу и проложат рельсы. Но, увидев воочию весь обьем проводимых работ на участках Томмот-Кердем, все поняли, насколько они широкомасштабны и трудоемки. Протяженность данной линии составляет 360 километров. Генеральным подрядчиком строительства ЖД до Кердема является якутский филиал "Инжиниринговой корпорации "Трансстрой". В течение первого дня десанта в сопровождении заместителя директора "Трансстроя" В.Белова мы побеседовали с сотрудниками пятнадцати подрядных предприятий, работающих на строительстве, и увидели все этапы их труда. Второй стадией стройки после обсуждения и утверждения формальной стороны является подготовка дороги. Для этого десятки людей с помощью тяжелой техники превращают доломитовую породу в земляное полотно, расчищают территорию, а затем выравнивают и, как выражаются сами строители, "вылизывают" каждый сантиметр будущей магистрали. В зависимости от рельефа земли в проектах указывают высоту насыпи. Ее высота может быть от метра до двадцати. Слой за слоем насыпь уплотняют грейдерами и виброкатками, в результате чего дорога получается твердой, словно асфальтированная. Технология укладки дорог требует максимальной точности в расчетах и действиях, так как любое ее нарушение в будущем может обойтись республиканскому бюджету и, в первую очередь якутским и другим российским подрядчикам, причастным к данному мегапроекту, миллиардами убытков. Кстати, среди числа якутских подрядчиков есть такие предприятия, как "Сахатрансмеханизация". Наряду с укладкой дорог прово-дится строительство железнодорожных мостов, самый длинный из которых - 330-ти метровый, через Верхнюю Амгу. Всего строится 58 мостов. Насыпи железнодорожного полотна ведутся параллельно с трассой "Лена", местами расстояние между ними составляет всего несколько десятков метров, что усложняет и замедляет процесс работы дорожных строителей. Карьеры (огромные по размерам ямы), возникшие в ходе отсыпки, рекультивируют, обрабатывают. Сначала проводится техническая рекультивация - засыпают вскрышными грунтами и мохорастительным слоем, следом идет биологическая, то есть начинается высадка деревьев. Этим вопросом, оказывается, занимается не "Трансстрой", так как он не имеет соответствующей лицензии, а "Томмотлесхоз". Я обратила внимание, что на данный момент ни на одном карьере еще не проведена биологическая обработка. Объяснили сей факт просто - отсутствует финансирование. Наверное, экологам и ведомствам по охране природы предстоит не трудная работа по восстановлению лесного массива вдоль железной дороги. Завершающий этап железно-дорожного строительства приходится на укладку рельсошпальной решетки. Огромный путевой уклад-чик ставит на насыпь двадцатипятиметровые звенья, после чего строители мощными кувалдами, или как их по-другому называют - целовальниками выравнивают рельсы и забивают костыли. Хотя мы наблюдали за этим зрелищем под проливным дождем, но стояли и смотрели на захватываю-щий процесс, как завороженные. Сегодня на титуле Томмот- Кердем проложено 90 км рельсов, 230 км готового земляного полотна, до Кердема должны провести еще три километра притрассовой дороги. В переносном смысле можно сказать, что поезд по маршруту "Томмот-Кердем" двинулся, то есть уже не за горами реальное воплощение самого основного мега-проекта нашей республики.