На бегу можно перехватить бутерброд или сочинить пару новостных строк. Иное дело - серьезная тема и не менее серьезные собеседники. Для такого материала автору нужно по хорошему "созреть", широко распахнув окна в ожидании музы. Между тем жирная запятая "кричит" о срочности ее исправления в точку - стало быть, пришло время завершить затянувшийся (на три номера газеты) цикл статей "Школа - кладезь творчества". Согласитесь, тема действительно серьёзная - "Семья и школа". В советское время данную тематику раз в месяц освещал целый журнал для педагогов и родителей с одноименным названием. А мы постараемся осветить её в одной полосе газетного номера. Итак, чтобы выяснить, как сотрудничают в старинном городе семья и школа, мы беседуем с опытными педагогами Верхоянской средней школы.
От того, "чем дышит" взрослое общество, напрямую зависит настроение его молодого поколения. Не мы это придумали, правила продиктованы самой жизнью. Откуда нездоровая атмосфера в детском коллективе, алкоголизм и рост преступности среди подростков? Это отражение сумятицы, связанной с непростыми отношениями власть имущих с народом, финансового кризиса, повальной безработицы, рождающих мрачные думы у взрослых людей, их нежелание строить призрачные планы на будущее. Увы, конкретные проблемы выпали и на долю г. Верхоянск. Тем не менее, "черный квадрат", как у Малевича, размещен на белом (читайте позитивном) фоне. Школа имени М.Л. Новгородова - сердце Полюса холода - дышит сегодня с удвоенной силой. Более того, верхоянские педагоги остаются примером для коллег из родного района и республики. А значит, подобно артезианскому колодцу, школа г. Верхоянск никогда не оставит людей без живительного глотка новых идей. Как же достичь подобных результатов, а главное - на фоне "всеобщей депрессии" сохранить взаимосвязь семьи и школы, - мы обсудили с участниками "круглого стола". Признаться честно, услышав заслуженные регалии и солидный стаж работы своих собеседников, а именно М.П. Аммосовой, В.В. Габышева, Т.М. Поповой, С.Г. Обутовой и Л.И. Слепцовой, автор испытал не что иное, как робость. Потому решила для себя не встревать "в разговор взрослых", а слушать и внимать их мудрой речи, изредка вставляя нужные вопросы.
В чем, собственно, проблема? Со слов учителей: "население стало пассивным. Современный родитель озабочен лишь мирскими потребностями детей - одел и накормил, значит, все в порядке", "авторитета у мужчины, как хозяина семьи, нет. Немногие отцы занимаются воспитанием детей, потому мальчики вырастают изнеженными, зачастую беспомощными перед самостоятельной жизнью", "физкультурой и спортом мало кто интересуется, а ведь бывшие спортсмены, пусть "троечники”, но по сравнению с "тепличными" детьми, выросли волевыми и закаленными людьми с выносливым к жизненным неурядицам характером", "по ТВ - одни ужасы и боевики. Фильмы, запрещенные для просмотра на Западе, находятся в свободном прокате в России", "эгоцентризм - с пеленок", "нонсенс - дети курят и даже выпивают с родителями".
Как было раньше? "Был строгий контроль. Воспитание школьников вне стен школы и внутри учреждения - в соответствии с идеологией, диктуемой КПСС. Строили, работали, жили во благо ОБЩЕСТВА", "школьные каникулы не пропадали даром. Ребята трудились в лагерях. Отдых был организованным (соревнования, слеты, линейки, дружины, ЛТО)".
Что сохранила и привнесла Верхоянская школа? "Отношение к учащимся, как к личностям с высокой буквы. Поддержку интересов юных исследователей, их познания в науке. Участие на районных, республиканских и всероссийских олимпиадах", "приветствие инициативы к проведению общественных работ. Плотный график школьных мероприятий", "следует канонам непрерывной системы образования. Зимние каникулы - в ЦТНК, летом - на пришкольном участке, в учебное время - экономический проект "КЭСКИС", а также кружки, дополнительные занятия, элективные курсы по интересам детей и их родителей. Захотел, запишись в телестудию "Сардана", редакцию газеты "Янга News", спортивные секции, на курсы цветоводов, стань сотрудником школьного этноцентра, кружковцем парикмахеров, "Уран тарбах", "Обработка дерева", клуба юных друзей закона "Ягуар", математического кружка "Дьо5ур", "Ученическое самоуправление в школе. Финансовая независимость юных управленцев в проведении школьных мероприятий", "помощь квалифицированных психологов самой школы и г. Якутск", "на спортивные занятия приглашаются выпускники, которые демонстрируют нынешним ученикам мастер-класс".
Родители: какова их роль? "Существует родительский комитет. В прошлом году избран новый председатель М.Е. Потапова. Ощущается их помощь в организации детского досуга. Большой вклад спонсорских средств", "родители патрулируют по субботам на улицах города, присутствуют на детских дискотеках, проводимых в ЦТНК", "мама одиннадцатиклассницы Н.М. Жиркова ведет кружок по шашкам и шахматам", "семья доверяет детей учителям на выездных соревнованиях", "есть семьи, пропагандирующие совместное участие на конкурсах".
Как предупредить конфликты между семьей и школой? "Объективно оценивать ситуацию. Адекватно воспринимать замечания в свой адрес. Стараться исправиться в лучшую сторону", "сохранить семейные традиции", "повернуться к ребенку лицом. Не игнорировать его желания. Прислушаться к мнению детей", "молодым учителям быть фанатом своей профессии. Работать только по призванию", "лишь при устойчивой взаимосвязи семьи и школы возможно воспитание самодостаточного человека", "работать над языковым барьером детей", "интересоваться окружением своего ребенка. Особенно в подростковом возрасте".
Естественно, "под каждой крышей - свои мыши", равно как в каждой школе есть проблемы, не придаваемые широкой огласке. Но уже хорошо, когда проблема не перерастает в глобальный конфликт между семьей и школой. А при таком раскладе не за горами принятие компромиссного решения. Учитывая то, что большинство учителей Верхоянской средней школы сами являются родителями, не возникают сомнения в их политкорректности к социально незащищенным семьям и трудным подросткам. Ведь семья и школа - не два фронта, как мы привыкли считать, а две стороны неразделимой среды под названием общество.
Единственное, чего автору "для полного счастья" не хватило по завершению "круглого стола" - общешкольного родительского собрания. Но, думаю, это дело поправимое, и представится еще случай вернуться к затронутой теме.
Виктория СТАСЬ.
|