Где и когда произвел посадку первый самолет прилетевший в Верхоянье: в Кумахе или Столбах? Почему-то во многих исторических справках отмечается, что именно в Кумахе. В частности, по мнению известного историка, исследователя истории Верхоянского района, кандидата исторических наук Павла Казаряна, - это было в Кумахе. Того же мнения и историк авиации В.И. Пестерев. В.И. Пестерев в своей книге "Хроника авиации Якутии" отмечает: " В 1939 г. 18 июля летчик Ленской авиагруппы И.Д. Черепков вылетел из Казачьего в г. Верхоянск, чтобы доставить начальника "якутского олова" Трохачева, профессоров Смирнова, Падалка, инженера Цветкова. Они должны были добраться до Эге-Хая (есть озеро). Черепков решил сесть на озеро Кумах, на другой день он слетал туда же с другой партией пассажиров, тем самым открыв авиасвязь с п. Эге-Хая".
Так говорят факты. Но есть мнение и у старожилов Верхоянья, очевидцев этих событий. Вот что рассказывает о прилете первого самолета в своих воспоминаниях один из старейших жителей с. Столбы, ветеран тыла и труда, охотник-орденоносец Христофор Слепцов: "В начале лета 1937 г., в июне, когда распустилась зелень, прилетел самолет и, облетев село над Большой Поляной, улетел обратно. На третий день, опять прилетев, он приводнился в восточной части озера Большой Поляны, затем поплыл к южной стороне и остановился. Это был гидросамолет. Наверное, "разведка" искала место, где можно было бы построить порт.
В 1938 году зимой, на 50-и оленях прибыл мужчина с женой и ребенком. А кто они были, не помню. Летом в 1939 г. самолеты приводнялись на том месте, который выбрали под авиапорт те, кто прилетал первый раз. Зимой садились на лед, у них были лыжи. Летом самолеты садились реже, зимой - часто. В порту построили два дома: один - для начальника, второй - не знаю. Затем на вершине сопки, в 200 м от зданий порта, построили здание метеостанции.
В 1941 г. на Большой Поляне случился большой пожар. Той осенью самолет при заходе на посадку задел крылом торчащую из стога сена жердь, и у него повредилась обшивка крыла. С тех пор нам запретили устанавливать такие жерди.
Весной 1942-1943 г.г. у нас садились большие самолеты - американские "дугласы". Как рассказывали старшие, они были четырехмоторные, красного цвета.
В 1943 г. в местности Малый Хагынах построили вокзал. Оттуда людей возили в Сангары на трудовой фронт. Из Столбов отправили 8 человек, среди которых был Николай Гаврильевич Третьяков, ветеран Великой Отечественной войны.
В 1943 г. горюче-смазочные материалы для самолетов доставляли по Яне на пароходе, оттуда наземным транспортом возили до порта. С лета 1944 г. самолеты стали садиться на 1-м Кумахе".
А вот воспоминание о месте посадки первых самолетов ветерана тыла и труда, уроженца Янского наслега Дмитрия Дмитриевича Горохова, 1922 года рождения (из книги Верхоянского улусного краеведческого музея, 1996 г., "Память. 1941-1945 гг.", стр. 30): "Озеро Большой Поляны называется "Столбинским озером". Здесь летом садились гидросамолеты, а зимой - самолеты на лыжах, "дугласы". На строительстве здания авиапорта трудились Семен Трофимов и Егор Васильев. Последнего еще называли "Ыннахским Васильевым". Он был большим, здоровым человеком. Начальником порта был русский человек по фамилии Липинский. Его жена была эвенкой из Булунского района, ее звали Нюта. Позже он уехал в Булунский район начальником авиапорта. Самолетами возили людей на организованные работы, на них вывозили освобожденных заключенных, доставляли различные грузы, продукты. Оборудование, привезенное на самолетах, изготавливалось на заводах Моргана (США). Однажды старик Морозов из Эге-Хайя ездил на заводы Моргана представителем. По его рассказам, возле завода стояло множество легковых автомобилей. Их встретил сам Морган. Он был одет, как и рабочие его завода...
После открытия авиапорта в Верхоянске здание прежнего порта перестроили под противотуберкулезный санаторий". Со слов Д.Д. Горохова записала В.З. Кириллина.
Чтобы узнать о дальнейшей судьбе первого начальника авиапорта Липинского, я еще зимой направил в Булунский район запрос. Пока никаких ответов не получил. К сожалению, данные В.И. Пестерева и П.Л. Казаряна разнятся с рассказами старожилов на два года. Безусловно, это исторически короткий срок. Хотелось бы доверять рассказам старожилов. Но, согласитесь, исторические данные должны основываться на точных фактах. Поэтому нам, жителям Верхоянья, хотелось бы удостовериться в точности той или иной даты. Это нужно не нам, а будущим поколениям Верхоянья. Возьмитесь, патриоты Верхоянья: работники музеев, учителя истории, общественные корреспонденты, юнкоры школ района, участники школьной научной конференции "Шаг в будущее", за изучение исторической достоверности о месте и дате посадки первых самолетов в Верхоянье. Ведь в военное время в Столбах садились американские самолеты. А этот исторический факт тесно связан с историей нашего района, 80-летие которого отмечаем в этом году. Для поисковой работы предлагаем эту интересную и нужную тему.
... В юбилейный год района и в связи с 65-летним юбилеем Великой Победы, 85-летием авиации Якутии, юбилей которой отмечается в этом году 8 октября в г. Якутск, ветераны авиации Верхоянья и жители с. Столбы хотим увековечить память о первых самолетах, прилетевших в наш район и установить на месте первого авиапорта - в с. Столбы памятную стелу. Мы выражаем искреннюю благодарность директору филиала "Аэропорт Батагай", депутату районного Совета Владимиру Карпову, директору филиала "Полярные авиалинии" Олегу Карлику и депутату представительного органа МО "Поселок Батагай", начальнику ЦТО Ивану Заборовскому за содействие в организационных вопросах по установлению памятника первым самолетам, приводнившимся на столбинском озере. Данное мероприятие включено в список "80-и добрых дел", посвященных юбилею нашего родного Верхоянья. В эти дни из Якутска поступил строительный материал. Теперь дело - за строительством памятника-стелы.
Иннокентий ЮМШАНОВ, отличник воздушного транспорта России, почетный работник и ветеран авиации Якутии, Почетный гражданин Верхоянья.
|