Маршрут для путешествия Преосвященного Дионисия Епископа Якутского: из Якутска через Алдан-Верхоянск-Барылас-Дулгалах-Табалах-Тостах на Мому, Омук Кель в Ожогинск - Через Аллаиху - посетить Устьянск - и опять на Аллаиху - и Среднеколымск - и через Верхоянск обратно в Якутск. Как видно из этого архивного документа, Церковь и на Крайнем Севере проводила большую работу. И маленькое селение Дулгалах, нашу малую Родину, сделала центром для остальных селений Верхоянского улуса.
Из рассказов стариков помню, что в старину приезд священника далее в маленькую юрту был праздником для взрослых. Они застилали земельный пол юрты зеленой травой, сами мылись, одевались в чистую одежду и встречали священника. С тех пор старики помнят все христианские дни и праздники наизусть (Петров день, Ильин день и т.д.), которых наше поколение не помнит. Как видно из архивных документов (ссылка из. НА РС (Я) Ф 226 и оп 9 Д. 149 161 там Ф 1408 оп 1 Д 6 1.21.), родоначальники I Юсальского родового управления Верхоянского улуса уже с 1873 года просили открыть для их детей школу. Имеется материал о сборе пожертвований "на построение церкви и школы для переселенцев", датированный 7 мая 1910 года "ф. 242, оп.1, дело 156, стр. 26). 17 мая 1910 было послано письмо священнику Дулгалахской Иннокентьевской церкви Агафингену Литвинцеву: "Священнику Дулгалахской Иннокентьевской церкви Агафингену Литвинцеву
Вследствие приказов Его преосвященства и распоряжения епархиальных училищ Совета, предназначенных Вам, Священнику Агафингену Литвинцеву, с 1-го сентября с.г. открыть у себя церковно-приходскую школу (мужскую или женскую, или смежную) в одном из домов притча. Допускаются: законоучителя и заведующие школой, местный священник, а учителями ИД псаломщика Николай Ябловский, которым вменяется обязательство. Учебники и учебные пособия имеются в наличности в церкви. Архивы от прежней закрытой школы, что и употребить на дело. Жалование учителям будет в свое время отпущено начальством на приобретенье письменных принадлежностей, как то: бумаги, чернила, карандашей, ручек, перья и т.д., предоставляется употребить из сумм церкви до 10 (десяти) рублей ежегодно. Об открытии школы донесите мне.
Уездный наблюдатель Протоиерей Григорий Попов" (фонд 242, оп. 1 дело 158).
Из исходящего журнала притча Дулгалахской Иннокентьевской церкви 1910 года видно, что отчет об открытии школы был послан Благочинному областному Протоиерею Попову о том, что с года 1910, с 1 октября, при церкви открыта церковно-приходская школа. Из отчета священника Литвинцева - 1913 г.: "Ученики: мальчики-1, русских - 1. Школа нуждается в постройке школьного здания, открытия общежития и назначения специального учителя". Дулгалахская церковь, кроме всего еще проводила всякого рода сборы и пожертвования, об этом много документов в архиве. Переписка сохранилась, например, кружечные сборы отчитывались каждый год. "Пожертвования: 1. Церковно-приходское дело. 2. В пользу православного миссионерского дела. 3. В пользу братства Христа Спасителя. 4. Попечительство о ссыльных. 5. Попечительство вдов и сирот духовного звания. 6. Православного палестинского общества. 7. В пользу больных и раненых воинов. 8. Во имя царицы небесной. 9. Глухонемых. 10. Белого креста. 11. На распространение православия в империи. 12. Пользу пострадавших на войне и их солдат. 13. Комитет на сооружение храма в память моряков, почивших на войне с Японией. 14. На сооружение и украшение церкви внутри. 15. На восстановление православия в империи на построение церкви для переселенцев. 16. 1910 г. 1 сентября тарелочный сбор, на сооружение в Москве, Красной площади, в ознаменовании наступающим 1912 г. 300-летию со времен окончания Великой Московской Смуты.
Марфа ГЕНЕРОВА, ветеран ТЦТР, историк, г.Якутск.
|