С 1994 года 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В связи с этим территориальный отдел управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Верхоянском районе с 16 по 19 марта проводит декаду, посвященную этому Дню. Чтобы узнать больше о предстоящих мероприятиях, мы решили встретиться с начальником территориального отдела Роспотребнадзора Владимиром Докторовым и получить информацию из первых уст.
- Здравствуйте, Владимир Иннокентьевич! Расскажите, какие мероприятия запланированы в рамках декады, приуроченной ко Всемирному дню защиты прав потребителей?
- Здравствуйте! В этом году декада, посвященная Дню потребителей, будет проводиться под лозунгом "За здоровое питание". В связи с этим мероприятия декады будут непосредственно связаны с пропагандой здорового питания. 18 марта мы приглашаем жителей района на "День открытых дверей", где каждый желающий сможет получить ответы на вопросы в сфере защиты прав потребителей. Помимо этого с 16 по 19 марта будет работать "горячая линия" по телефону 2-12-64, по которому каждый житель сможет задать интересующий его вопрос. Также будут проведены такие мероприятия, как конкурс рисунков под названием "Здоровое питание" и конкурс "Рецепт здоровья". В рамках мониторинга мы проведем анкетирование учащихся, чтобы выявить основной рацион питания верхоянских школьников. Помимо этого в наших планах - провести выставку-ярмарку продуктов здорового питания от местных товаропроизводителей. Завершит программу декады научно-практическая конференция "Здоровое питание - здоровая нация", где ведущие специалисты Верхоянской центральной районной больницы проведут лекции, беседы и консультации для всех желающих.
- Находясь в условиях Крайнего Севера, не так просто следить за правильным питанием. Высоки цены на овощи и фрукты, а также на прилавках магазинов часто встречается просроченный товар. Какие меры вы предпринимаете, чтобы бороться с этим?
- Дело в том, что овощи и фрукты не входят в список социально-значимых продуктов питания, цены на которые регулируются государством. Поэтому цена на них зависит лишь от пожеланий индивидуального предпринимателя, который их реализует. Что касается просроченных продуктов, мы не имеем права проводить безосновательные рейды по торговым точкам. Для этого необходима жалоба или заявление от потребителя. Если вы видите, что где-то реализуют просроченный товар, то имеете полное право обратиться с заявлением в Роспотребнадзор или в прокуратуру. После этого мы проводим проверку и выписываем штрафы.
- Как часто вы получаете подобные заявления?
- За прошлый год мы получили лишь одну или две жалобы от населения, связанные с плохим качеством продуктов питания. Населению нужно быть более активным в этом плане. Сейчас штрафы намного повысились, если раньше мы выписывали предписания на уплату двух-трех тысяч, которые обходились индивидуальным предпринимателям абсолютно безболезненно, то сейчас штрафы за товар ненадлежащего качества измеряются десятками, а для юридических лиц и сотнями тысяч рублей. В прошлом году мы оштрафовали ряд предпринимателей за превышение цен на социально-значимые товары, поэтому сейчас, думаю, они подходят к своей деятельности более ответственно.
- Какого рода заявления вы чаще всего получаете?
- За прошлый год мы получили 76 обращений от граждан. Подавляющее большинство заявителей были неудовлетворены качеством предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Как мы с вами понимаем, проблема септиков ежегодно доставляет огромное неудобство жителям районного центра и наносит непоправимый вред окружающей среде. Эта тема заслуживает отдельного основательного разговора, поскольку здесь налицо грубое нарушение жилищного законодательства со стороны управляющей компании, а также полная информационная дезориентированность со стороны населения. Каждый потребитель коммунальных услуг должен знать свои права, заключая договор с управляющей компанией и оплачивая ее услуги.
- Проблема септиков давно выросла за пределы круга нескольких домов и приобрела масштабы населенного пункта. Какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите?
- Эта проблема разрешится лишь когда в Батагае построят единый канализационный коллектор, для чего необходимы очень крупные финансовые вложения. Чтобы привлечь к этой проблеме внимание вышестоящих органов власти, необходимо сделать массовое обращение от лица всех жителей поселка в адрес главы муниципального образования Натальи Михалюк. Далее органы местного самоуправления могут провести проверку и оценить вред, наносимый фекальными водами здоровью жителей, а также окружающей среде. Подкрепив итогами проверки обращение жителей, органы местного самоуправления могут направить его на рассмотрение в правительство республики. Помимо этого на проблему септиков должен обратить внимание депутатский корпус, который также может подготовить обращение в вышестоящие инстанции. Необходимо активное взаимодействие населения и органов местного самоуправления.
- Какие еще проблемы, касающиеся деятельности Роспотребнадзора, существуют сегодня в районном центре?
- На сегодняшний день в Батагае нет питьевой воды, подаваемой по системе водоснабжения. Вода из крана, которую многие используют для пищевых нужд, является технической и предусмотрена исключительно для хозяйственно-бытовых нужд, потому что не подвергается очистке и дезинфекции. Питьевую воду сегодня можно получить лишь вызвав водовозку. В межсезонье, когда речная вода загрязняется, качество и этой питьевой воды заметно ухудшается. Мы постоянно берем пробы воды для проверки ее качества и пригодности употребления в пищу. В межсезонье мы усиливаем меры по ее обработке и дезинфекции.
Беседу вела Лилиана КЛИМОВСКАЯ.