Сегодня различными средствами массовой информации активно муссируется тема закрытия авиапорта Тикси. Наши коллеги освещают событие с разных позиций. Главная, конечно же, это защита интересов пострадавшей стороны - пассажиров, застрявших посреди "неба и земли", а также жителей Тикси, фактически оторванных от Большой земли. Мы поинтересовались о мнении по поводу ситуации в Тикси у директора Батагайского филиала авиакомпании "Полярные авиалинии" Олега Карлика. При этом в качестве "пищи для размышления" преподнесли ему одну из свежих статей, размещенную на сайте популярного в Якутии информагентства "Сахалайф”. (ИА SakhaLife. Источник: sakhamediapost.ru 16.10.12. Текст статьи оставлен без изменений и поправок). "Похоже, начинают сбываться самые мрачные прогнозы о будущем полярного аэропорта Тикси, закрытого еще 1 октября по инициативе российских военных. По данным неофициальных источников, побывавшие в Тикси 7 октября высокопоставленные чины министерства обороны склоняются к решению о полном закрытии аэродрома этого арктического поселка до окончания капитального ремонта взлетно-посадочной полосы. На практике это означает, что аэропорт будет бездействовать в лучшем случае ближайшие два года. Дело в том, что особенности транспортной логистики в якутской Арктике таковы, что все объемные строительные грузы - цемент, арматуру, железобетон, пиломатериалы и т.д. - сюда можно доставить только в короткую летнюю навигацию речным либо морским путем. А навигация в районе Тикси в этом году уже фактически закрылась. Что означает, что военные свои грузы для ремонта взлетно-посадочной полосы смогут доставить лишь в будущем 2013 году. Далее, практика показывает, что основная масса строительных грузов добирается до Тикси примерно в августе-сентябре. Учитывая, что во второй половине августа по тундре уже вовсю летают "белые мухи", нетрудно понять, что основной объем ремонтных работ придется отложить еще на один летний сезон - до 2014 года. Что произойдет за это время? Существующее сегодня ФГУП "Аэропорт Тикси" находится в сложнейшем финансовом состоянии. Легко догадаться, что, оставшись вообще без работы, оно очень скоро обанкротится. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия таковы: оставшиеся без работы местные специалисты просто сбегут из заполярного поселка. Сидеть два года без работы посреди тундры в ожидании доброй воли военных никто не станет. Есть еще пара "мелочей", которые вряд ли волнуют московских генералов. Например, то, что по их воле уменьшится население и без того маленького Тикси. Кто добровольно захочет и дальше жить на "острове", практически полностью отрезанном от внешнего мира 9 месяцев в году?.. А люди, поверившие в лозунги "нового освоения российского сектора Арктики" и уже готовые в нем участвовать, покатятся по всей стране и за ее рубежи без руля и ветрил, в безнадежных поисках нового прибежища. Полные опустошения и неверия в призывы родного государства. Зато через пару лет армейские авиаторы натолкнутся на полное, ну, или почти полное отсутствие гражданского обслуживающего персонала и будут героически преодолевать последствия нынешнего необдуманного решения своего командования. Между тем, гражданские специалисты предлагают вполне разумный компромисс. Да, часть взлетно-посадочной полосы аэродрома Тикси общей длиной 3,5 километра сегодня опасна для тяжелых самолетов стратегической авиации. Но есть вполне работоспособный отрезок длиной 1.700 метров, которого вполне достаточно для взлета и посадки гражданских судов III класса. Таких как отечественные Ан-24, Ан-26 или Ан-140. Организовать безопасную эксплуатацию этого участка "взлетки" с одновременным ремонтом поврежденной ее части - несложно. Каждый, кто много летает по стране, знает, что это обычная практика - когда поднимающиеся ввысь самолеты с ревом проносятся над копошащимися внизу рабочими и дорожной техникой. Но для этого чиновникам в погонах придется вернуть в Тикси воинскую часть. Принять обратно на баланс военный городок Тикси-3. И подготовить его к долгой арктической зиме. Все это встанет в немаленькую копеечку. А за бессмысленные расходы в нашей стране потихоньку начинают спрашивать. Даже с чиновников в погонах. И потому проще и дальше делать вид, что все было изначально сделано правильно. "В интересах безопасности государства". Ну, и граждан, естественно. А возрождение Арктики… Да кому она нужна, эта ваша Арктика?!”
Комментарии О.В. КАРЛИКА: Уважаемые господа журналисты! Самое неблагодарное занятие - комментировать измышления абсолютного неспециалиста, изрекаемые с умным видом и преподносимые как истина. Это по поводу статьи агентства "Сахалайф”. В качестве лирического отступления некоторые поправки к воспаленному воображению автора. Тикси всегда являлся аэродромом совместного базирования. Если говорить всем понятным языком, то всю инфраструктуру аэродрома (взлетно-посадочную полосу, летное поле, рулёжные дорожки, средства связи, радио- и светотехническое оборудование) за свой счёт содержали военные. Гражданская авиация выполняла туда полёты с разрешения и добродушного снисхождения министерства обороны, всегда являясь, фактически, нахлебником. И долгие годы это никого не смущало. Вводимые военными ограничения на полёты, в связи с проведением учений, или по каким-либо иным причинам, воспринимались всеми как данность, причём абсолютно спокойно. Сам аэропорт Тикси является объектом федерального подчинения, и из бюджета РС (Я) на жизненно важные элементы инфраструктуры не тратилось ни копейки. О том, что будет осуществляться ремонт полосы и лётного поля все заинтересованные стороны были уведомлены за полгода, и в том, что никто ни о чем не позаботился - прямая вина руководства района. К военным претензий никаких. Измышления на тему "можно выполнять полёты с кусочка длиной 1700 метров" - оставьте на совести ваших коллег журналистов. Вам придется поверить на слово, но кроме самого "кусочка" полосы для выполнения безопасных - подчеркиваю, безопасных полетов, требуются радиосредства в виде приводных радиостанций, пеленгаторов, светосредства в виде огней подхода, контурных и прочего оборудования, которое никогда не устанавливается по "временной" схеме, выверяется с точностью до сантиметров, в обязательном порядке регламентируется и сертифицируется по установленным методикам, причем не на уровне России, а на международном. И тот, кто пишет что "организовать безопасную эксплуатацию этого участка "взлётки" с одновременным ремонтом повреждённой части - несложно", мягко говоря, лукавит. Что такое полярная ночь, метели и, вообще, все погодные прелести поселка на берегу моря Лаптевых надеюсь, объяснять не надо? Кто не в курсе, пусть тиксинцев расспросит. Там иногда пешком ходить страшно, не то, что на самолете садиться и взлетать. Поэтому не следует валить всё на доблестных вояк, которые, кстати, и половину тиксинского жилфонда содержали, плюс электричество, снабжение продуктами и обеспечение ГСМ. На халяву-то жить оно, конечно, просто, а потом всех обвинять в том, что оказывается, платить-то надо за всё. И жестокостью военных оправдывать свою некомпетентность и нежелание думать головным мозгом. Что касается аэропорта Батагай, то тут с тиксинским случаем аналогий никаких нет, и быть не может. Если, конечно, журналисты не придумают. Хотя, как вариант и тема для репортажа - как у нас с запуском новой строящейся котельной в аэропорту? Одновременно с отсутствием угля для оной и отсутствием жидкого топлива для старой котельной? В совокупности с её аварийным состоянием и абсолютно невыполнимым, но оптимистичным заявлением некоторых об организации в ноябре зимника на Сайды? ОТ РЕДАКЦИИ: Мы благодарим Олега Витальевича за исчерпывающие комментарии к статье. Что касается предложения темы для репортажа в "районке", новости о строящейся котельной со слов прораба ООО "Артикстрой" вы можете прочесть на первой полосе сегодняшнего номера. Ну, а как обстоят дела с топливом для котельных авиапорта, вы узнаете в рубрике "Возвращаясь к опубликованному" в ближайшее время.
Подготовила Виктория СТАСЬ.
|