Мал, да удал сельский бизнес
Маленькие уютные магазины со свежим хлебом, "рынки" с одеждой и хозтоварами, прилавки с местным кефиром, сливками, небольшие пилорамы и заводы - без этого невозможна жизнь обычного сельчанина. А все начиналось с развалом крепкого, казалось бы, Союза, тягот в ожидании заработной платы и чьей-то смелой идеи податься в "челночники" с клетчатыми баулами, продавать пирожки и масло собственного приготовления. Бизнес на селе прижился.
"Бизнес" - далеко не первое слово, которое приходит на ум при упоминании сельской местности. Однако без малого и среднего бизнеса, наверное, сегодняшние поселки и деревни выглядели бы совсем иначе.
По пути челночников
Семен Тумусов из Верхневилюйского улуса стал предпринимателем в 1994 году. Все начиналось с маленького продуктового магазина, где продавалось все необходимое для жителей района. В непонятную эпоху, когда и денег не хватало каждой семье, и изобилия товаров не было в улусных магазинах, небольшая лавка под названием "Забота" стала настоящим спасением. Через пару лет магазин "вырос", превратившись в сельпо с филиалами в соседних наслегах, затем и в "рынок" в самом Верхневилюйске. Сегодня предприниматель уже сам сдает торговые места 20 предпринимателям в торговом комплексе и содержит магазин.
"В какой-то момент надоели постоянные задержки зарплаты мужа, дети были маленькие, пособий не хватало. Мы с мужем рано поняли, что возврата к старому государству не будет, а когда новое встанет на правильный путь - непонятно. Решились на первую поездку "за товаром" - поехали в Китай. Путь был долгий, временами брали усталость и страх, но первые товары разошлись быстро - соседи купили яркие колготки, заколки детям, женщины разобрали цветные халаты. У самих не было больших денег, чтобы сразу привозить дорогие товары", - вспоминает Татьяна Н. Поездки стали частыми, покупатели постоянными, появилось место на рынке, затем построили свой магазин, где в основном продается одежда, игрушки, хозяйственные товары. За товарами Татьяна с мужем часто ездят в Новосибирск, но привозит их уже транспортная компания. Магазин ее имени работает до сих пор - небольшой сельский магазин, где женщины находят вечерние, летние и деловые наряды, а перед Новым годом - маскарады для детей и подарки.
Эти истории, наверное, характерны для многих предпринимателей. Отсутствие определенных ограничений в новом государстве, возможность выживать своими силами, как ни странно, создали благоприятную почву для робкого зарождения предпринимательства. Сельчане - не горожане, особых изысков не требовали, поэтому и товарами выступали вещи первой необходимости и то, чего раньше не было в достатке - например, та же одежда.
Сложности у предпринимателей будут всегда, считает индивидуальный предприниматель из Сунтарского улуса. "В 1996 году я переехала из села Эльгяи в Сунтар, зарегистрировалась в качестве частного предпринимателя и начала свое дело. Сравнивать то время или современность, я думаю, не совсем правильно: трудности были тогда, есть и сейчас, как, впрочем, и преимущества. Если говорить о том времени, то всем известен "беспредел 90-х". Ярким же примером сегодняшних проблем является то, что социальный или страховой взнос в один момент государство переложило на плечи предпринимателей: он повысился в два с лишним раза. А теперь делают предложение: "Не хотите ли кредит за 25% годовых?" Сельскому бизнесмену важно быть патриотом и работать на развитие родного места.
Не продавать,
а производить
Организовать производство, конечно, сложнее, чем заниматься торговлей. И в этой сфере есть примеры, которые остались на плаву и здравствуют сейчас. Житель Алданского района Игорь Егоров нынче строит деревянные дома "под ключ", осваивают новые программы и участвуют в электронных торгах. "Начинали мы, как и многие, в 1990-х годах. В семье было трое маленьких детей, первым занятием было заготовка древесины. Постепенно дети подросли, стали помогать, бизнес расширился. Сейчас поставляем материал предприятиям и частным лицам".
Поддержка государства стала ощутимо чувствоваться с 2000-х годов, когда руководство страны начало поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства. "В 2013 году мы получили субсидию на возмещение части затрат на лизинг и обновили свой автопарк. Купили самосвал и погрузчик. В этом году большими усилиями открыли собственную современную пилораму".
Деревенское молоко, сливки, мясная продукция всегда в фаворе не только у горожан, но и самих сельчан: не все имеют возможность содержать коров. В более поздний период, но все равно на закате девяностых - в 1999 году семья Неустроевых из Чурапчинского улуса решила создать свое фермерское хозяйство. "До начала 2000-х я работал кадровым охотником. Был большой семейный совет, где было решено самим содержать хозяйство и производить. Начинали хозяйство с десяти дойных коров, сейчас у нас 50 коров, в целом, 130 голов крупного рогатого скота. На 30 гектарах выращиваем зерновые культуры". Сложности у семьи были - фермерство покорилось не сразу.
"Дети были маленькие, их надо было обучать, водить в школу. У нас не было ни денег, ни техники, иногда не знали, какие проблемы встретятся завтра. Сейчас условия ведения сельскохозяйственного бизнеса стали лучше, есть много структур, готовых оказывать поддержку начинающему предпринимателю. Есть две большие проблемы - высокие процентные ставки кредита у банков и сложности с оформлением земли в собственность".
Государство
помогает?
Говоря о проблемах, многие предприниматели упоминают именно проблемы с оформлением документов, в частности, на землю. По данным Центра поддержки предпринимательства РС (Я), гражданам, ведущим свой бизнес, предоставляются субсидии на лизинг, субсидии для сферы бытового обслуживания в арктических улусах, для предприятий, занятых в области ремесел и народных художественных промыслов, на социальное предпринимательство и другие виды. Всего этого, разумеется, в 1990-х не было. Но есть проблемы, которые остаются нерешенными или решаются очень медленно.
Есть ли будущее?
Опыт предпринимателей, работающих на селе, за эти двадцать лет показал, что развивать бизнес в условиях небольшого рынка можно. Но есть ли за этим будущее, когда сельчане все равно обращены в сторону городов? Кто-то переезжает в крупные центры за лучшей жизнью, кто-то не находит себе применения, молодежь старается после учебы закрепиться в столице.
Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики республики Николай Попов считает, что село будет продолжать кормить город - современный человек стал уделять больше внимания своему здоровью, питанию, следовательно, он старается выбирать экологически чистую пищу: свежую мясную, молочную продукцию. "Большинство людей, которые в той или иной степени занимаются сельским хозяйством, являются индивидуальными предпринимателями, они работают во всех сферах сельского хозяйства. Я бы не сказал, что на Севере нет бизнеса. В северных и арктических районах республики предприниматели активно занимаются и табунным коневодством, и рыболовством, и оленеводством. Другое дело, что им действительно приходится работать в весьма суровых климатических условиях, под открытым небом", - сказал замминистра в одном из интервью.
Чтобы бизнес в сложных, отдаленных улусах развивался, нужно прежде всего пережить собственно процесс "выживания", считает уполномоченный по делам предпринимателей в Якутии Айталина Соколова. "Бизнес на Севере - это необходимость для населения и предпринимателя. Ограниченность рынка порождает высокие цены, а это в свою очередь почва для недовольства со стороны населения. Предприниматель Крайнего Севера является заложником между населением и муниципалитетом, высокие цены на транспортные расходы, коммунальные услуги ставят предпринимателя в неравные условия по сравнению с предпринимателями даже в Якутске. Здесь нет административных ограничений, и проверки здесь не так критичны для бизнеса", - говорит она.
В профильном министерстве, курирующем предпринимателей региона, сообщают, что быть предпринимателем на селе станет удобнее и доступнее: на местах создаются бизнес-школы, обучающие на курсах мастеров по ремонту бытовой техники, руководителей гостиничного хозяйства, пекарей, кондитеров и других мастеров. Создаются центры бытового обслуживания, где в одном месте будут объединены несколько предпринимателей, оказывающих населению бытовые услуги. Подразумевается, что они необходимы в особенности арктическим улусам.
Мичилина СЛЕПЦОВА. |
Категория: Молодежный курьер | Добавил: vestiv (07.10.2015)
|
Просмотров: 494
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|