В последнее время участились случаи обращения к
нам потребителей с заявлениями о покупке некачественной бытовой
техники, на рынке купила DVD-плеер, который оказался с недостатками.
В с. Юнкюр бабушка купила холодильник за 30000 руб., который вскоре сломался, а подтверждающих документов о покупке нет.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года предоставляет возможность добиваться справедливых требований потребителей. Для того, чтобы успешно отстаивать свои законные интересы, потребители должны знать свои права, способы их реализации и обязанности продавцов (изготовителей).
1. Прежде чем купить товар: нужно сделать правильный выбор, определить, подходит ли товар для ваших целей. Для этого сначала изучите ярлык, на котором должно быть указано: наименование товара, его марка, модель, артикул, цена товара, краткая аннотация содержащая основные технические характеристики товара. Информация, прилагаемая к товару, должна быть на русском языке, и необходимо обратить особое внимание на местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей, и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, гарантийный срок, цену и условия приобретения товара. Задайте продавцу интересующие Вас вопросы, например: будет ли это изделие работать от Вашей электросети, выполнит ли нужные Вам функции, совместимо ли оно с другими Вашими приборами.
2. Как действовать при покупке товара?
Существует понятие: "Кто покупает быстро, тот покупает дорого". Покупая сложную бытовую технику, рекомендуем придерживаться следующих правил: приобретая товар, потребуйте у продавца, чтобы он проверил качество товара путем осмотра и пробного включения, продемонстрировал комплектность изделия, наличие паспорта на товар, гарантийных талонов, инструкции о правилах пользования.
Если продавец отказывается проводить демонстрацию работы товара, не предоставляет чеки, информацию о местонахождении организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, гарантийном сроке, то лучше воздержаться от покупки в данном магазине!
Все документы должны быть на русском языке. Продажа товаров без инструкции по эксплуатации на русском языке запрещена.
Обратите внимание, чтобы в паспорте изделия были указаны наименование и адрес завода-изготовителя. Проследите, чтобы работник магазина в паспорте изделия или гарантийном талоне указал дату продажи, наименование торговой организации, её юридический адрес, заводской номер изделия (проверьте соответствие номера на товаре, упаковке, в гарантийном талоне и в паспорте), поставил штамп наименования магазина (организации или фамилию индивидуального пред-принимателя).
Вместе с товаром потребуйте у продавца кассовый чек с установленными реквизитами и товарный чек с обозначением наименования товара и продавца (организации или фамилию индивидуального предпринимателя), даты продажи, артикула и цены товара. Товарный чек должен быть подписан лицом, непосредственно осуществляющим продажу (продавцом). Чеки предоставляются потребителю без дополнительной оплаты.
3. Следует помнить:
Если нарушены Ваши права потребителя (например, Вы купили товар с недостатками); Вы вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с предусмотренными законом требованиями.
При обращении с заявлениями, содержащими требования, основанные на Законе РФ "О защите прав потребителей", следует помнить о том, что Закон предусматривает в определённых случаях досудебный порядок урегулирования споров. Это означает, что обращение в суд возможно только после соблюдения установленного Законом досудебного порядка. Суть досудебной процедуры предусматривает направление потребителем заявления со своими требованиями соответственно изготовителю, исполнителю или продавцу, в зависимости от ситуации.
При обращении в досудебном порядке следует иметь в виду важные для потребителя обстоятельства:
1. Предъявлять требования не обязательно в письменном виде. Если требование потребителя, высказанное устно, выполняется изготовителем (исполнителем, продавцом), то письменное обращение не требуется.
2. Подача письменного заявления необходима в случае отказа изготовителем ( исполнителем, продавцом) в удовлетворении требования потребителя. В таком случае подача письменного заявления послужит для суда доказательством обращения и соблюдения досудебной процедуры.
3. При обращении с требованиями к изготовителю (исполнителю, продавцу) не обязательно мотивировать свои требования указанием на конкретную норму Закона. Закон предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца)выполнить требования потребителя независимо от того, насколько грамотно мотивирует свое требование потребитель. Главное, чтобы его требование было законным.
Претензия (заявление) должна быть написана в двух экземплярах, один из которых передаётся в магазин, а на втором работники магазина должны поставить свою подпись, указать ФИО и должность. Этот экземпляр останется у Вас, как подтверждение того, что претензия получена магазином. Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается подписывать Baш экземпляр претензии (заявления) или просто его не принимает, отправьте его по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).
Если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется выполнить Ваши требования, Вам придётся воспользоваться правом на судебную защиту. Перед обращением в суд Вам необходимо составить исковое заявление.
Обращаясь к изготовителю уполномоченной организации или уполномоченному индивидуального пред-принимателя, импортера, Вы вправе предъявить одно из следующих основных требований:
- безвозмездно устранить недостаток;
- возместить расходы на исправление недостатка товара;
- заменить на товар аналогичной марки.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Вместе с тем необходимо знать, что требование потребителя о замене технически сложных и дорогостоящих товаров подлежит удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Перечень таких товаров утверждён Правительством Российской Федерации.
Некоторые сроки исполнения требований, которые вправе предъявить потребитель при обнаружении недостатка в товаре:
- возместить расходы на устранение недостатков - 10 дней ;
- заменить на товар аналогичной марки - 7 дней, при необходимости проверки качества товара - 20 дней, а если на момент предъявления требования нет такого товара - 1 месяц;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи (принять товар, вернуть деньги и возместить убытки, причинённые продажей товара ненадлежащего качества) - 10 дней.
За нарушение указанных сроков удовлетворения требований потребителя продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента от цены товара. Удачных покупок вам, уважаемые потребители!Владимир Докторов,
начальник ТО Роспотребнадзора.