За дверью практически каждого кабинета Верхоянской школы - если не авторский "велосипед", то непременно - инновационный подход к старым методам обучения.
Пальма для новой школы Труд - всему голова. Еще в советское время наши братья и сестры "прокладывали дорогу в светлое будущее" посредством трудового обучения в школах. Сегодня методы педагогического воздействия изменились с одной лишь разницей - в первую очередь, учителя теперь вынуждены акцентировать личную выгоду воспитуемого, и уже на второй план выдвигать общественную пользу. Правильно. Попробуйте на молодое, но уже очень и очень продвинутое по части рыночных отношений подсознание воздействовать одним "спасибо". Волшебное слово в карман не положишь. Дите обязательно задастся вопросом: "А оно мне надо?..". Впрочем, бывают и исключения, когда общество и эго ребенка находятся в пропорционально равном положении. С условием, что посаженное растение будет обязательно плодоносить, столы и стулья выставят на продажу, а... пальма должна вырасти к открытию новой школы. Пожалуй, с этого места лучше начать свой рассказ по порядку.
Пришкольный участок с теплицей и огородом может позволить себе любая школа. А вот каким образом вызвать интерес учащихся к элективным курсам наподобие цветоводства? У учителя английского языка Саргыланы Обутовой, отличника образования с 36-летним стажем работы, на этот счет возникла своя оригинальная идея, которая пришлась по вкусу не только членам ее кружка, но и всему коллективу школы. Каждый второй горожанин рад "зеленому" уголку в квартире или витаминам на столе. В марте прошлого года цветоводы начали продавать рассады различных сортов цветов и овощей. Дети по примеру руководителя научились грамотно сажать семена, пикировать и поливать рассады. Предложение порождает спрос. Первыми покупателями стали учителя. Цена на молодой огурец - 15 руб., что на десять рублей дешевле, чем у местных торговцев. Как говорится, копейка рубль бережет, посему и покупателей вскоре прибавилось. В конце мая цветоводы переквалифицировались в огородники. Было решено половину урожая выделить интернату, вторую - пускать на реализацию. За теплицей ухаживали воспитанники летнего трудового лагеря "Мастерок". В первый же год на вырученные деньги "курсанты" расширили участок, приобрели инструменты, купили песок. По рассказам руководителя, если в прошлом году им удалось получить 48 кг огурцов, то этим летом урожай повысился до 52 кг. Не говоря уже об остальных видах овощей. Чистая прибыль за два года составила в денежном эквиваленте 35 тыс. руб. Не хило, да?.. Кстати, пришкольный участок обрел для любознательных ребят и научную ценность. С 2008 г. в Верхоянской школе работает экономический проект "КЭСКИС". В рамках замысла учащиеся в течение лета должны вести дневники с фенологическими наблюдениями. То есть изучить закономерность и периодичность явлений в жизни растений в связи со сменой времен года. Помимо всего, в записях фиксируются объемы полученного урожая и расчеты доходов от него. В последующем опыт каждого участника "КЭСКИС" обобщается на общешкольной конференции. В прошлом году конференция состоялась под девизом "Мой труд вливается в труд моей республики". В смысле, моя работа важна не только мне, но и всем окружающим.
Возвращаясь к юным цветоводам, стоит отметить, что коридоры и кабинеты, украшенные цветами, ежедневно напоминают им о полезности элективных курсов. Помимо традиционной "сплетницы", здесь встречаются экзотические растения. К примеру, красавица-пальма: "Она скоро вырастет. Глядишь, будет еще новую школу украшать...", - то ли с надеждой, то ли с иронией комментирует руководитель курсов Саргылана Гаврильевна. К слову сказать, из достоверных источников известно - речь о строительстве нового здания для Верхоянской школы несет вполне реальный смысл.
Даешь реформу или вдогонку новых образовательных стандартов Впервые о переходе начальной ступени школ на новые стандарты образования мы узнали в марте с.г., когда в район прибыли разработчики федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) - начальник отдела общего образования Министерства образования РС (Я) Н.В. Ситникова со своим заместителем Я.Н. Ивановой. Специалисты встретились с коллективами школ и детских садов и разъяснили участникам расширенного семинара (состоявшегося в г. Верхоянск) тонкости внедрения ФГОС.
Вкратце ФГОС внедряет следующие принципы: - от традиционных стандартов к новым требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе или дошкольном учреждении; - ФГОС предусматривает две части: обязательную и ту, которую формирует образовательное заведение. Чем старше ступень, тем больше выбора; - обязательная внеаудиторная занятость (прим. авт. - кажется, раньше это называлось "продленкой"); - результат образования есть умение применять их в повседневной жизни; - в ногу со временем - в школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образования; - финансовое обеспечение строится на принципах нормативно-подушевого финансирования (стало быть, чем больше детишек в классе, тем выше зарплата у учителя).
К чему мы все это излагаем? К тому, что впереди верхоянцев всех, на линию ФГОС-а перешел гимназический 1 "б" класс начальной ступени Верхоянской школы им. М.Л. Новгородова. Взялась за эксперимент отличник образования РС (Я) Елена Старостина. Она в прошлом году выпустила первый в городской школе гимназический класс. Показатели - два золотых и один серебряный медали выпускников. Новые первоклашки Елены Даниловны обучаются по программе "Гармония". Но со следующего года учебная программа, возможно, поменяется, поскольку должна быть утвержденной ФГОС. Для планомерного и грамотного внедрения гос.стандартов педагог прошла в Якутске специальный курс Института повышения квалификации работников образования. Сертификат об окончании которых дает право обучать системе ФГОС остальных коллег. "По итогам прослушиваний, мы прошли тестирование. Из 80-и человек двое получили "неуды", сертификаты им не выдали. К счастью, я прошла проверку успешно", - поделилась педагог. Что примечательно - для экспериментального класса министром образования республики был подписан приказ о выделении специального кабинета. С необходимой аппаратурой, литературой. "Приказ подписан, значит, оборудование будет", - констатирует директор М.Н. Юмшанова.
Есть и другие знаменательные моменты в жизни школы. Напомним, что в этом году Верхоянскую школу включили в энциклопедию "Одаренные дети - будущее России". Коллектив с годами обновляется, на смену старшему поколению приходит "племя младое”, но дух школы остается непоколебимым. Распространять передовой опыт, служить ресурсом для остальных школ района, внедрять современные технологии, обеспечивающие всестороннее развитие ребенка - обязанность каждого специалиста, вступившего на порог этой школы.
В следующий раз мы поговорим на тему "Семья и школа”. Имеют ли почву жалобы родителей на сегодняшних учителей, каким образом добиться мира и согласия между двумя "фронтами”, как воспитать личность с большой буквы - на эти и другие актуальные вопросы нам ответят участники "круглого стола”, аксакалы Верхоянской школы.
Виктория СТАСЬ. (Продолжение следует). |