Сегодня принято говорить, что настал век высоких технологий и развитой науки. Но жизнь, по-моему, в сельской местности остается в стороне от всего этого. Во многих уголках нашей необъятной страны она течет все так же медленно, как и полвека назад. Такие понятия, как "субсидия", "кредит", "развитие сельского хозяй-ства", "возвращение молодежи в село", "дотация" будут по-прежнему звучать, как пустой звук, до тех пор, пока в наших селах и деревнях не будет движущей силы и управляющего начала.
Для надлежащего подъема уровня экономики в селе финансовая поддержка, выделяемая Министерством сельского хозяйства республики, крайне недостаточна. Например, в последние годы в нашем районе, на выделенные государственные средства было построено 4 коневодческих фермы, 1 оленеводческая база, 4 жилых дома и 1 летник для фермы. Если ждать помощи только от государства, не проявляя творческой инициативы на местах, то темп развития экономики сел будет неоправданно медленным с учетом реалий сегодняшнего дня. Рядовой сельский житель видит, что власти не в силах материально помочь сельскому населению более значительной суммой, и приходит к выводу: "В моем хозяйстве 2-3 дойных коровы, пара лошадей, авось, как-нибудь проживу". И вместо того, чтобы более эффективно использовать свой творческий потенциал, он превращается в потребителя, живущего по воле случая. Прошло несколько лет с тех пор, как мы перешли на систему местного самоуправления. К сожалению, больших изменений в жизни селян не произошло. Это может быть связано с тем, что в нашей стране бытует мнение, мол, все должно решаться в вышестоя-щих инстанциях, что "там", как решат, так и будет. Подобное отношение закрепилось в умах людей, можно сказать, еще с царских времен. Это особенно проявляется в сельской местности. Необходимо пробудить сознание народа. Селяне должны объединиться и стать движущей силой, способной поддержать инновационные нововведения местных администраций.
Ведь бывает так, что здравая идея у главы наслега или у депутатов муниципального поселения есть, а воплотить ее некому и не на что. Нынешние управленцы не могут (по разным причинам) в полной мере использовать возможности сельских сходов. Собрания селян проходят в виде отчетов руководства местной администрации и праздных выступлений, постоянно выступающих на собраниях людей, а основное население, как правило, присутствует в сельских сходах лишь в качестве пассивного слушателя. Если бы селяне более активно высказывали свои мысли и чаяния о том, какими методами, спосо-бами развить экономику родного села, найти верный путь к благополучию, определить разумное направление применения ресурсов (материальных, интеллектуальных), для быстрейшего решения накопившихся проблем села, было бы намного проще. Как говорится, одна голова хорошо, а две - лучше. Несомненно, если смекалку всех сельчан направить в нужное русло, это будет несокрушимой созидательной силой! А руководство поселения, заручившись моральной поддержкой односельчанина, обрело бы надежного союзника и мудрого советчика. Каждому поселению крайне необходимо создавать свой особый неповторимый бренд, который олицетворял бы всю индивидуальность и деятельность отдельно взятого наслега. "Бренд" - это новая, уникальная идея, которую выдвигают вперед. Или гордость, достопримечательность, которая есть только в той или иной местности. Если разумно подойти к решению вопроса развития села, организовать общее собрание населения и опре-делиться с моделью развития бренда отдельно взятого села, реально создать прочный фундамент для развития качественной жизни в сельской местности.
Сельскому сходу, депутатам муниципального поселения по силам определить для себя наиболее важное направление применения совместных действий на сегодняшний день и самим решать, что и как надо сделать в первую очередь на благо села.
Например, построить летник для местной фермы, протянуть водопровод до дома ветерана тыла, инициировать строительство нового клуба или спортзала с помощью субботников селян или различных акций и т.д. Население, проявляющее заботу о будущем своего села, выполняет ту же работу, что и исполнительная власть. Но намного быстрее, дешевле и качественнее. К примеру, проведение водопровода силами самих селян может обойтись муниципальному поселению в 2-3 раза дешевле. Согласитесь, если собрать с каждого жителя села по 500 рублей, купить 1,5 км труб, нанять 4 работника для монтажа - все это обойдется примерно в 700 тыс. рублей. А если это дело пройдет по всем инстанциям для согласования и утверждения, сумма затрат возрастет многократно. Или же, например, строительство коровника на 50 голов скота силами населения и местного самоуправления можно построить за 3 млн. рублей, а если затеять проектирование и обязательное согласование согласно установленным правилам, волокита обойдется не меньше 7-и млн. рублей. Вот такая арифметика... Теперь рассудите сами. Чем быстрее построишь нужный объект, тем быстрее он окупится и начнет давать доход. Для того чтобы пробудить сознание людей, изменить ход мыслей о жизни в сельской местности, добиться поддержки населения, нужны талантливые управленцы, всей душой желающие процветания своей малой родины, работающие с полной отдачей сил во благо народа.
Дорогие земляки-верхоянцы, давайте поддержим доброе начало народного собра-ния, как сегодня оно называется - сельского схода. Придем к единому мнению, будем разумно подходить к решению сложных задач, начнем вместе воплощать в жизнь новые перспективные начинания, и будем стремиться идти в ногу со временем. Уверен, при разумном хозяйствовании, жизнь на селе имеет неограниченные перспективы. И в этом, несомненно, помогут грамотно запланированные, организованные на нужное русло сельские сходы.
Илья КОЛЕСОВ, Батагай.
|