Кто не знает, что на красный свет переходить улицу нельзя, а на зеленый - можно? Даже маленькие дети без ошибки отвечают на этот вопрос. Вместе с тем 90 % нарушителей Правил дорожного движения знают, но не руководствуются этим знанием в своей повседневной жизни. Как научить детей грамотно использовать знания Правил дорожного движения?
Вопрос состоит не только в том, чтобы научить детей Правилам дорожного движения. Необходимо еще привить навыки правильного поведения, воспитать в них чувство законопослушного гражданина. На практике в данном направлении во всех общеобразовательных учреждениях введен специальный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Курс ОБЖ является базовой основой для непрерывного обучения детей и учащихся в области безопасности жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста. Вместе с тем одной из нерешенных пока задач является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами по данному направлению. Другая нерешенная сегодня проблема - недостаток необходимых учебных пособий. Поэтому надо, видимо, шире использовать возможности средств массовой информации. Но призывать детей соблюдать правила - это полдела. Устойчивые правила поведения формируются тогда, когда ребенок начинает понимать негативные последствия своих поступков. Три раза проскочил, а на четвертый, может, и не проскочил. Надо показать, что это может быть именно с ним (не дай бог, конечно же), с ним - конкретным человеком.
Этим должны заниматься органы ГИБДД, с одной стороны, и учителя, воспитатели школ и детских садов - с другой. Но, как показывает практика, ни те, ни другие не в состоянии обеспечить благоприятный результат. Причина кроется в том, что никто и никогда не учил работников ГИБДД методике преподавания, т.е. инспектора просто не знают, как донести до ребятишек тот богатейший опыт и знания, которые есть у каждого из них. Преподавательский же состав, наоборот, имея многолетнюю практику работы в детских коллективах, не обладает необходимой информацией о правилах безопасности на дорогах.
Именно эта проблема должна стоять первой в профилактике детского травматизма на дорогах.
В детских и общеобразовательных учреждениях воспитатели и преподаватели должны заинтересовать ребят в изучении Правил дорожного движения. Организовать уголки ПДД, проводить разные конкурсы. Не секрет, что большую часть информации дети получают вне уроков, и надо больше внимания уделить проблемам внеурочной работы, системе дополнительного образования детей.
Кроме того, нужно четкое понимать, что одинаковых "рецептов” для всей России найти невозможно. Нелепо давать одни и те же уроки в селе, где за день проезжают 5 - 10 автомашин, и, скажем, в г. Москва. Хотя в полном объеме ПДД должны знать все, но, безусловно, надо учитывать и местный аспект.
Так, в нашем районе в связи со сложными климатическими условиями, особенно в зимнее время (туман, гололед), нужно свести к минимуму появление детей на проезжей части без сопровождения родителей. Также важно, чтобы дети не превращали проезжую часть в игровую площадку, т.к. источником повышенной опасности на дороге является, в первую очередь, автомобиль. В связи с чем водители должны быть внимательнее и с большей ответственностью управлять транспортными средствами, особенно возле учебных заведений и детских садов.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма - наша общая проблема. И решать ее надо всем сообща.
Александр Быков, инспектор по пропаганде БДД ГИБДД ОВД по Верхоянскому району.
|