Суббота, 20.04.2024, 20:15
Общественно-политическая газета "Вести Верхоянья"
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Статьи
[На тему дня]
Главы учатся управлять
[Рядом с нами]
Добрая акция: “Поможем музею “Полюс холода”!”
[К 65-летию Великой Победы]
Я помню войну
[Природа и Мы]
Следуя закону: “не невреди...”
[Культура]
Школьники - авторы песен
[Год учителя]
"Эстафета педагогических талантов" - коллективный портрет батагайских педагогов
[Интервью]
Дороги, дороги...
[Культура]
Многообразие красок и талантов
[На тему дня]
Первый шаг к электронному правительству
[На тему дня]
“Маршрут здоровья”
[Спорт]
Победные лавры - верхоянцам
[Школьные годы чудесные]
Главное событие ее жизни
[Спорт]
“Как можно больше таких мероприятий!”
[Рядом с нами]
Приступил к обязанностям
[Служба 02]
Обуздать пьянство или меры по борьбе с “зеленым змием”
[Год учителя]
“Своих величайших гениев человечество называет учителями...” (Продолжение)
[К вашему сведению]
Повысится трудовая пенсия
[Трибуна депутата]
Отчет главы МО - залог повышения эффективности местной власти
[На тему дня]
ЕГЭ - путевка в жизнь
[Год учителя]
Мой учитель
[Спорт]
Верхоянцы - за кубок России
[Пульс района]
Откровенно о насущном
[Рядом с нами]
Времена далекие и близкие
[Рынок труда]
Чтобы кризис помог развернуться малому бизнесу
[Культура]
Гостям всегда рады
[К вашему сведению]
За достойный труд!
[Закон и мы]
О признании незаконными действий АБ “Сберегательный банк РФ” по взиманию комиссии за ведение ссудного счета
[Пульс района]
"Мой наслег - моя судьба"
[ЗОЖ]
Поездка на священные горы Кисилях
[Образование]
“Ученику года” - ноутбук
[Твои люди, Север]
Сеятель доброго и вечного
[За строкой Послания Президента]
Их преимущество - молодость
[Спрашивайте - отвечаем]
Нет холодной воды
[На тему дня]
Пора возвращать долги
[Литературная страница]
Осень нашей любви
[Образование]
С проектом "Дистанционное обучение детей в дополнительном образовании"
[На тему дня]
С традициями милосердия - в век инноваций
[Пульс района]
Готовимся к зимнему сезону
[Рядом с нами]
Дороже её на свете нет
[Спрашивайте - отвечаем]
Спрашивайте-отвечаем
Главная » 2015 » Март » 23 » Родительский дом
Родительский дом
СемьЯ...как много в этом слове! Прежде чем приступим к разговору об ошибках воспитания, очень важно уделить должное внимание роли семьи. Мы не живем поодиночке, большинство из нас объединены в семьи, как в единый организм, обладающий собственным уникальным характером и системой жизненных ориентиров. Ребенок рождается в семье, и она с первых минут жизни начинает оказывать на него мощное созидательное влияние. Семья всю жизнь формирует каждого из нас: первый опыт общения, любимые блюда, литературные и музыкальные предпочтения, отношение к дружбе, моральные нормы – все это закладывается в семье и продолжает жить в нас отголосками даже тогда, когда мы давно живем самостоятельной, собственной жизнью. Поэтому рассматривать воспитание как созидательный процесс и говорить о развитии малыша мы попросту не имеем права, не упомянув о самом важном условии любого развития - о семейном климате. Приведенная ниже классификация моделей семейных взаимоотношений не является строго научной, в ней отражены лишь самые распространенные типы семейных отношений. Эти модели получены путем оптимального совмещения наиболее распространенных типов семейных отношений. Авторитарная семья Это довольно распространенная модель отношений внутри семьи. По крайней мере, для российского общества. В семье есть лидер, он – непререкаемый авторитет, а все остальные - его подчиненные. Почему-то принято считать, что авторитетом в такой семье является исключительно папа. Подобное убеждение далеко от истины, и по среднестатистическим данным, с небольшим перевесом в авторитарных семьях главенствует женщина. Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте вспомним ставшую крылатой фразу героини Ф. Раневской из кинофильма “Подкидыш”: “Муля! Не нервируй меня!” Так или почти так выглядят все авторитарные семьи. “Главарь” беспрекословно подчиняет себе всех домашних. Восседая на вершине семейного олимпа, он не скупится на ценные указания, щедро критикует и не терпит посторонних инициатив и вмешательства в собственные планы. На жизнь ребенка, как вы понимаете, “главарь” оказывает самое непосредственное влияние, собственно, как и на жизнь остальных членов семьи. И не так уж важно, кто - мама или папа - являются лидерами. Важна сама стратегическая ситуация, в которой ребенок растет, и ее главные черты: незамедлительное подчинение “главарю” и отрицание инициативы “подчиненных”. Для большинства родителей уже очевиден путь развития ребенка в такой семье: в ситуации тотального подавления и повышенного контроля сложно вырасти независимой и сильной личностью. А значит, безынициативный, застенчивый и нерешительный подросток, вышедший из авторитарной семьи, будет воплощать в себе ошибки родительского воспитания. Но не будем торопиться и рассмотрим еще несколько моделей семьи. Это поможет нам лучше понять природу всевозможных педагогических упущений, совершаемых родителями. Свободные семейные отношения В противовес авторитарной модели семьи существует модель, где отношения между членами семьи или слабо регулируются, или строятся на сознательном упрощении отношений, о которых мы говорили выше. Чем отличается воспитание ребенка в семье со свободными взаимоотношениями, тоже, думаю, понятно даже далекому от психологии человеку. Отсутствие строгих границ и норм поведения дает несоизмеримо больше свободы. Часто в таких семьях привычные роли распределяются совершенно иным образом или вовсе отсутствуют. Ну, скажем, мама может выполнять физически тяжелую работу, а папа при этом приглядывает за хозяйством или разводит комнатные цветы. Или оба родителя сильно заняты карьерой, появляются дома поздно и видят ребенка только в выходные. Такие родители зачастую не видят особого смысла требовать друг от друга исполнения укоренившихся в сознании большинства детей ролевых действий, например, варить борщ или собственноручно делать ремонт. Возникающие бытовые вопросы решаются по мере поступления и не являются сколько-нибудь значимой проблемой. К воспитанию ребенка такие родители подходят аналогичным образом: эпизодически. Не понравилось что-то в поведении ребенка или его поступок пошел в разрез с сиюминутным настроением – следует немедленное порицание, тогда как в другой ситуации подобное поведение ребенка могло оказаться вовсе незамеченным. Если попытаться охарактеризовать воспитательный принцип такой семьи одним словом, то это будет определение "бессистемный". Одни и те же действия ребенка могут порицаться в одной ситуации и поощряться в другой, может присутствовать чрезмерная похвала, не соответствующая моменту, задабривание подарками или, напротив, эмоциональная сухость в наиболее важные для ребенка моменты. К этому типу семьи относится и "творческая семья", так как зачастую воспитание ребенка в семье людей, занятых творчеством, осуществляется эпизодически. Родители, порой, сильно погружены в себя и не успевают замечать всех изменений, происходящих в жизни и характере ребенка. Также они нередко исповедуют так называемое свободное воспитание, при котором свобода ребенка ограничена лишь ситуациями, угрожающими его здоровью (не разводи дома костер, не заплывай далеко). В остальном ребенок предоставлен самому себе, и любые поведенческие эксперименты со стороны одобряются и приветствуются родителями. Основной воспитательный тезис в такой семье - надо дать чаду свободу выбора и возможность опытным путем самостоятельно дойти до истины. Мы видим, что и в том и в другом случае дети довольно слабо чувствуют границы дозволенного, и это, безусловно, определенным образом скажется на их развитии. Чаще всего такие детки вырастают в гиперсамостоятельных молодых людей, которые готовы использовать любые возможности для достижения своих целей, привыкли полагаться только на себя и свои силы, но которые, как это ни парадоксально, могут быть очень не уверенны в правильности своего выбора и поступка. Может быть, их сомнения окажутся скрыты от окружающих, но внутри себя такие люди все время ищут подтверждения своей правоты, ищут доказательств, знаков и... зачастую не находят их, продолжая жить в дискомфортном напряжении. Сверхлюбящая и сверопекающая семья Выделяя этот вид семьи как отдельный, следует отметить, что, безусловно, наличие родительской любви как таковой не зависит ни от каких типов. Однако в данном случае мы будем иметь в виду гиперлюбовь, которая отягощает развитие и утомляет малыша. Представьте себе ситуацию, когда мама не отпускает карапуза ползать по полу, так как там холодно, грязно, жестко и кругом микробы... Конечно, большинство из нас скажет: "Ну и что? Везде микробы!" Однако для кого-то подобный поступок – отпустить ребенка на пол – окажется практически невозможным. Некоторые родители носят малышей на руках до тех пор, пока позволяют физические силы; кто-то предвосхищает любую инициативу крохи, делая за него всевозможные дела, одевая, кормя с ложки и собирая игрушки за чадом предшкольного возраста; кто-то лишает ребенка возможности познакомиться с домашними делами, дескать, вырастет – еще намоется полов, а пока пусть отдыхает. Словом, вариантов гиперопекунства и гиперзаботы, скрывающихся за маской родительской любви, множество, а результат всегда примерно один и тот же. Малыши, лишенные возможности адекватно постигать окружающий мир, со временем смиряются со своим положением и вырастают в безынициативных, ленивых взрослых. Конечно, вероятность этого не стопроцентная, но, тем не менее, черты потери интереса к окружающему миру в той или иной степени встречаются у всех "слишком любимых" детей. М.И. Стручкова, педагог-психолог Верхоянского филиала ГБУ "Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи РС (Я)" (продолжение следует)
Просмотров: 501 | Добавил: vestiv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Как вам сайт?
Всего ответов: 70
Поиск
Остановись, мгновение!
Погода
GISMETEO: Погода по г.Верхоянск
GISMETEO: Погода по г.Батагай
Copyright MyCorp © 2024