Первый детский сад в суровой и снежной Якутии
Юбилей - это рубеж для оценки пройденного пути и определения стратегии дальнейшего развития системы дошкольного образования. В Якутии с 7 июня 1920 года существовало методическое бюро, впоследствии названное научно - методической секцией. Председателем секции был назначен Николай Ксаверьевич Бауман, выпускник историко-филологического факультета Казанского университета.
Работали заведующие подотделами единой трудовой школы Т.З. Винокуров, внешкольным образованием занимался И.А. Рогожин, а секциями дошкольного образования Е.А. Кротова, приехавшая в Якутию в 20-х годах ХХ века по приглашению якутского представителя при Президиуме ВЦИК И.Н. Винокурова, которая являлась первым организатором и активным работником в области дошкольного воспитания в Якутии.
Первым педагогом по дошкольному образованию в Якутии была Корнилова Елизавета Георгиевна (1897 - 1999). Она родилась 19 августа 1897 г. в с. Кыллах Олекминского района. В 1922 г. в с. Кыллах открылась школа, где Елизавета Георгиевна начала работать учителем русского языка и литературы. Приехав в Якутск, поступила на курсы воспитателей детских садов. Была назначена воспитателем детского сада "Деттруд". Это был первый советский детский сад. В январе 1924 г. открылись 3-х месячные курсы наркомпроса, и Елизавета Георгиевна поступила учиться. Летом проходила практику в Москве. После окончания курсов стала заведующей первого якутского детского сада. В 1934 г. Корнилова Е.Г. была направлена на московские курсы. Участвовала в работе съезда по изменению программ воспитания в детском саду. В 1937 г. работала методистом, лаборантом дошкольного методкабинета Якутского педучилища. С 1941-1943 г. Елизавета Георгиевна была инспектором ГОРОНО по дошкольному воспитанию. В 1944 г. заведовала детским садом №3 ГОРОНО. С 1951 г. ее перевели на должность инспектора по дошкольному воспитанию.
Первым специалистом с высшим образованием по дошкольному воспитанию из коренного населения Якутии была Корнилова Любовь Федоровна. Родилась 7 октября 1907 г. в с. Токко Олекминского района. Она была супругой народного писателя Николая Егоровича Мординова - Амма Аччыгыйа. В 1931 г. в Якутии было 22 детских сада, но не было специалистов. Любови Федоровне было поручено открытие дошкольного отделения при Якутском педагогическом техникуме. В 1931 г. состоялось открытие дошкольного отделения, проработавшего 35 лет до 1966 г. За это время было подготовлено 1054 воспитателя со средним специальным образованием. Они стали первыми организаторами и руководителями детских садов в республике.
С 1941 г. Л.Ф. Корнилова более 30-ти лет возглавляла республиканский дошкольный методический кабинет при Министерстве просвещения ЯАССР. При ее активном и непосредственном участии в суровые годы Великой Отечественной войны и в трудные послевоенные годы открывались детские сады и летние площадки. В 40-50-ые годы Л.Ф. Корнилова организовала при методическом кабинете актив дошкольных работников из числа лучших воспитателей детских садов и проводила обучение женщин, не имеющих специального образования по воспитанию детей дошкольного возраста. В те годы игрушек, наглядных пособий было очень мало, поэтому Любовь Федоровна организовала кружок по их изготовлению и шитью. При этом особое внимание уделялось созданию национальных игр и игрушек из дерева и природных материалов, которые она специально заказывала народным умельцам. В 60-ые годы при методическом кабинете была создана специальная комиссия по утверждению образцов игрушек для серийного выпуска.
В 1948 г. в республику на работу приехали три специалиста с высшим образованием по дошкольному воспитанию, которых Л.Ф. Федорова сразу привлекла к работе методического кабинета для проведения лекций, консультаций на курсах подготовки и повышения квалификации воспитателей городских и республиканских детских садов.
Республиканский дошкольный методический кабинет под руководством Любови Федоровны проводил большую работу с родителями детей дошкольного возраста: передачи по радио, консультации, лекции на предприятиях, городские родительские конференции по актуальным вопросам воспитания и психического развития детей дошкольного возраста.
Велика заслуга Л.Ф. Корниловой в подготовке национальных кадров с высшим дошкольным образованием. С 1948 г. ежегодно выпускники дошкольного отделения направлялись на учебу в ВУЗ-ы Москвы, Ленинграда и Иркутска. Возвращаясь в родную Якутию, они вносили большой вклад в развитие общественного дошкольного воспитания в республике, достойно продолжая дело Л.Ф. Корниловой.
В Верхоянском районе первым инспектором по дошкольному воспитанию была Трофимова Октябрина Прокопьевна, выпускница Московского пединститута.
Она проработала 2 года, с 1962 по 1969 г. и была переведена заведующей республиканским дошкольным кабинетом МП ЯАССР, более 20 лет работала преподавателем дошкольного педучилища №2. Открытие дошкольного ЯПУ №2 в 1965 г., дошкольного образования в педагогическом факультете в 1989 г. способствовали решению кадровой проблемы в районе и в республике в целом.
В Верхоянском районе в годы войны открылись и работали первые дошкольные учреждения. Так, в годы войны (1941-1945 г.) открылись первые детские ясли для работников Дальстроя. В первой половине 50-ых годов открывались сезонные детские площадки для детей колхозников в Токуме, Сартане, Сайды, Боронуке. С 1964 г. началось строительство типовых зданий дошкольных учреждений. В 1975-1988 гг. введены в строй современные здания в Эгинском наслеге, в п. Батагай и авиапорту. В 1985 г. благодаря геологам Верхоянья в районном центре возведено трехэтажное здание в каменном варианте. В 1984-1988 гг. в районе были построены типовые здания для эгинского яслей-сада, Борулахского, Батагайского ЯнГРЭ, Батагайского №2, аэропортовского ДОУ.
В районе и республике хорошо известны имена руководителей дошкольных учреждений Верхоянья: Мандрова Татьяна Михайловна, Ефимова Полина Васильевна, Юмшанова Мария Петровна, Васильева Мария Петровна, Слепцова Евдокия Николаевна, Неустроева Елена Семеновна, Слепцова Мария Дмитриевна, Потапова Матрена Гаврильевна, Чирикова Екатерина Петровна, Афанасьева Степанида Захаровна, Чукрова Александра Иннокентьевна, Бурцева Елена Иннокентьевна, Юмшанова Мариа Петровна, Юмшанова Екатерина Дмитриевна, Потапова Мария Николаевна, Потаповоа Прасковья Петровна, Корнилова Христина Егоровны, Горохова Евдокия Гаврильевна, Гатилова Раиса Фоминична и многие другие.
Анастасия Дмитриевна Неустроева является первым специалистом с высшим образованием по дошкольному воспитанию и образованию, первым инспектором-методистом по дошкольному воспитанию из местного населения. В 1978 г. окончила государственный пединститут г. Комсомольск-на-Амуре по специальности дошкольная педагогика и психология. Трудовую деятельность начала в 1965 г. медсестрой- воспитателем детских яслей в Верхоянске. Работала воспитателем, заведующей детским садом, учителем-логопедом Батагайской школы. С 1982 г. в течение 11 лет работала инспектором-методистом РОНО по дошкольному воспитанию, инспектором-методистом управления образованием по дошкольному воспитанию и образованию.
За годы ее работы произошли значительные качественные изменения в кадровом обеспечении сельских ДОУ. Во всех отдаленных малокомплектных учреждениях стали работать специалисты со средним специальным образованием. С 1985 г. воспитатели стали обучаться в пединститутах г. Иркутск, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре и.т.д. Педагогами дошкольного образования были и приезжие москвичи, ленинградцы и другие представители далекого "материка", которые привезли с собой высокую культуру, профессионализм, полученный при обучении в лучших педагогических вузах страны, что сыграло особую роль, поставило высокую планку в уровне дошкольного образования.
В памяти педагогов, работников дошкольных образовательных учреждений, родителей Верхоянья остались имена воспитателей, заведующих ДОУ, инспекторов-методистов РАЙОНО, управления образования. Неизгладимое впечатление оставили: Сереброва Маргарита Петровна, Боровикова Валентина Ивановна (Эге-Хая), Белая Нелли Васильевна, Сверчкова Галина Петровна, Колотилова Раиса Григорьевна, Белова Надежда Яковлевна, Торшина Галина Николаевна, Руева Валентина Степановна, Залесская Тамара Федоровна, Яворская Антонина Кузьминична, Литвинюк Нина Николаевна, Рожина Евдокия Прокопьевна, Данилова Нина Ивановна, Залесская тТмара Федоровна, Яворская Антонина Кузьминична, Данилова Нина Ивановна, Решетникова Ольга Емельяновна, Котович Екатерина Степановна. Методисты-инспектора 20 века: Федотова Марфа Егоровна, Неустроева Анастасия Дмитриевна, Максимова Александра Дмитриевна, Тихонова Светлана Архиповна, Романенко Евгения Сергеевна, Мигалкина - Стручкова Мария Илларионовна. О хорошей постановке методической работы свидетельствуют достижения ДОУ. Велась планомерная работа по обновлению содержания качественной подготовки детей к школе, преемственности образовательных программ дошкольной и начальной ступени. Прекрасные организаторы и методисты, знающие работу каждого звена системы воспитания и общения детей дошкольного возраста, неутомимые труженицы по праву заслуживают глубокое уважение родителей и педагогической общественности.
Ульяна ШИШИГИНА. |